СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ

Каждую неделю мы делаем подборки новых или авторских программ, фокусируя ваше внимание на актуальных семинарах и курсах.


КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Вам нужен корпоративный формат, если необходимо обучить более 5 сотрудников по одной теме: это дешевле, а программа будет разработана под нужды компании.

Промышленный дизайн не бантик на упаковке

Лекторы семинара «Проектирование, разработка и дизайн промышленного изделия» рассказывают о том, что такое промышленный дизайн в истинном его значении.

Дмитрий Мареев

ведущий дизайнер и сооснователь студии промышленного дизайна FORMA, член Союза дизайнеров Санкт-Петербурга, золотой лауреат премии "Модулор-2013" в категории «Промышленный дизайн. Профессионалы». Старший преподаватель политехнического университета.

Сергей Хельмянов

Дизайнер, архитектор, зав. кафедрой промышленного дизайна СПбГХПА.

Что входит в понятие «Промышленный дизайн»? В чем актуальность этого понятия сегодня?

Хельмянов: Промышленный дизайн — явление многопрофильное и многосложное. Но одно в нем самое важное. Дизайн — сфера гуманитарная, а Дизайнер — адвокат интересов потребителя во всем цикле — от производства до утилизации изделий. И так будет всегда, пока человек пользуется предметами. Однако, сейчас именно промдизайн находится в фазе больших технологических и институциональных изменений. Эта профессия существует чуть больше 100 лет, и многие десятилетия дизайнеры находились в авангарде, на самой верхушке технологического цикла промышленного производства. И вдруг, в один момент, с наступлением информационной эры, вся эта «тяжёлая промышленность» стала архаичным неповоротливым диплодоком, с трудом реагирующим на вызовы времени, и во многом опасающимся этих вызовов. А промышленный дизайн начал стремительно трансформироваться, отрываясь от жесткой связки «промышленность — промдизайн»... В разных странах это происходит по-разному. Вот в такое любопытное время мы живем и работаем!

Мареев: У каждого сейчас своя трактовка словосочетания «промышленный дизайн». Я и мои коллеги из студии FORMA вкладываем в него изначальное значение — «проектирование». Причем проектирование, повернутое лицом к человеку, ставящее во главу его комфорт, безопасность и продуктивность взаимодействия с объектом. Промышленный дизайн включает в себя основные стадии проектирования: генерация идеи, эскизный поиск, трехмерное моделирование, выпуск КД, создание прототипа и подготовка серийного производства.

Какое влияние оказывает промышленный дизайн на конкурентные преимущества при производстве и продвижении продукции?

Хельмянов: Существует расхожее заблуждение, что дизайн — это «красота». Это совсем не так. Первейшая задача промышленного дизайна — формирование потребительских свойств продукта. И здесь эстетика и внешний вид — важная, но не ключевая и даже не первостепенная позиция. Вторая по важности задача — создание добавочной стоимости.

Часто сталкиваюсь с таким представлением промышленности о дизайне: ну вот мы делаем, производим продукт, но он какой-то кондовый. Пусть дизайнер красиво нарисует и сделает из этого конфетку. И сами промышленники не понимают, что в данном случае говорят о совсем другой профессии, диаметрально противоположной сути промышленного дизайна.

Промышленный дизайн — это и есть тот самый продукт, который производит промышленность, а не его оформление. Дизайн — это междисциплинарные связи внутри проектного процесса, это механизмы ответа на запросы потребителя, пользователя... Это серьезный инструмент рынка. Представьте, что промышленное предприятие выпускает первоклассный в технологическом плане продукт, отменный с точки зрения функциональности, эстетики и т.п., но не запускает механизм продажи этого продукта. Вот так! Выпускает и складывает в ангаре. Абсурд.

Дизайн — такая-же неотъемлемая часть промышленного производства, как и технологии, логистика, продажи, продвижение, реклама и т.п. Ведущие компании владеют этим инструментом виртуозно, но часто наша промышленность считает дизайн избыточным бантиком на упаковке. Ну вот и попробуйте соревноваться с Денисом Мацуевым, когда вы первый раз сели за рояль.

Филипп Старк 2 года проектировал зубную щетку так, чтобы он была дешевле в производстве, чем щетки конкурентов. Добился себестоимости в несколько центов, в итоге эта щетка стоит в магазине десятки евро. А Старк в прессе извиняется перед потребителями за работу маркетологов.

Мареев: Промышленный дизайн для производителя — это повышенная добавленная стоимость товара и выход на новые рынки, в том числе благодаря возможности развести схожие продукты по рыночным нишам. Для потребителя — это повышение эффективности работы, снижение риска травм, уважительное отношение к этому изделию

 
 
 

Проект прогулочного теплохода, больше о проекте

На ваш взгляд, насколько велико на российских предприятиях понимание важности промышленного дизайна?

Хельмянов: Ну тут не может быть обобщений. Предприятия разные, работают в разных сферах, и уровень развития компаний тоже очень разный.

Приведу несколько примеров из личного опыта, не называя имен. Есть несколько типов компаний, развивающих сейчас сферу промышленного дизайна.

1. Компании, которые в советское время имели передовые дизайн-отделы, которые потом в силу естественных причин погибли. И сейчас они пытаются возродить дизайн на новом уровне. Это сложно. Но что важно: у руководства есть понимание, что для выживания на рынке, где соперники по регате гребут десятью веслами, не хватит девяти вёсел — нужно задействовать все возможные механизмы. И дизайн — один из них. Однако возникает методологический вакуум: кто будет создавать этот отдел, как создавать, как ставить задачи, как управлять процессом, как интегрировать процесс дизайн-проектирования в процессы сложившегося предприятия... В общем задач перед руководством ставится очень много, а носителей компетенций для решения просто нет. Как правило это относится к брутальной сфере тяжелой промышленности (судостроение, транспорт, космос и т.д.)

2. Компании, стремительно развивающие дизайн-сферу и находящиеся даже в авангарде рынка. Как правило это компании потребительского сегмента: бытовая техника, электроника. Например, несколько российских компаний по потребительской технике запускают такие революционные продукты, так смело оперируют дизайном, что европейские лидеры рынка могут только позавидовать. И самое интересное в данном случае, что эти компании не связаны технологическими ограничениями, они проектируют не то что могут произвести, а то, чего действительно хочет потребитель. А уж производить этот продукт можно где угодно, на самых лучших производственных площадках мира.

Кстати, любопытно, что в этой части активны также компании сервисной сферы. Компании, которые не производят продукт, но которые занимаются его эксплуатацией и в связи с этим сталкиваются с его потребительским несовершенством. Эти компании становятся инициаторами многих дизайн-разработок.

3. Компании, развивающие промышленный дизайн — это компании, собственно и продающие дизайн, остроумие, идеи. Это могут быть компании-обладатели уникальных технологий, например, композитных материалов и т.п.

На самом деле компаний много, у каждой компании своя экосфера, свой рынок, свой потребитель. Я привел лишь примеры из личного опыта последнего времени. Это далеко не полная картина. Конечно есть компании, которые считают что им дизайн не нужен. Ну не нужен так не нужен).

Мареев: Разные предприятия находятся на разном этапе понимания важности промышленного дизайна. Кто-то уже вкладывается и получает отдачу, но есть и те, кто полностью игнорирует эту отрасль. Чаще всего это компании, которые не имеют конкурентов и работают исключительно на внутреннем рынке. Зачастую причиной нежелания работать с промышленными дизайнерами служат предубеждения, либо негативный опыт работы с непрофессионалами, которыми могут быть, например, графические дизайнеры, делающие робкие попытки проектировать изделия. Все же профессия промышленного дизайнера очень далека от других дизайнеров, хотя и созвучна с ними.

На каком уровне находится рынок промышленного дизайна в России?

Хельмянов: Уровень — понятие относительное. Относительно уровня, на котором должен быть рынок дизайн-услуг в развитом обществе — у нас уровень, мягко говоря, крайне невысокий (что многое говорит о нашем обществе). Относительно того, что было 10 лет назад — есть рост. Но этот рост возможно инерционный. Сложно представить, что во время общего экономического падения именно дизайн будет расти. Но дизайн может быть драйвером экономического роста (как это происходило и происходит, например, в Финляндии).

Мареев: На зачаточном. Объем рынка России в 2015 году — $2 млн. Это примерно 0,0002% от рыночной капитализации самой крупной компании в мире, вкладывающейся в дизайн — Apple

Какие факторы тормозят развитие рынка промышленного дизайна в России?

Хельмянов: Об этом я уже вкратце упомянул. 1. Незрелость потребительского рынка. Рынок просто пуст, не заполнен предложением товаров и услуг — с одной стороны. С другой — класс потребителей, как таковой, тоже пока не сложился; 2. Системная отсталость. У нас есть дизайнеры даже мирового уровня, но у нас нет системы дизайна. Нет профессиональных управленцев — компетентов в области строительства и управления дизайн-индустрии; 3. Принудительное ограничение конкуренции за счет например «импортозамещения» или в силу финансового провала, когда потребитель в принципе не может позволить себе мало-мальски пристойный продукт.

Всё это требует времени, усилий, денег. Не только со стороны бизнеса, который как раз эту сферу, не взирая ни на что развивает. Нет государственной политики в сфере развития класса потребителей. Более того, само слово «потребитель» в устах чиновников имеет отрицательную каннотацию. А без потребителя нет и быть не может дизайна.

Мареев: Отсутствие свободной конкуренции, ориентация на экспорт сырья, пресловутое «импортозамещение», низкий уровень образования, отсталые технологии на производствах.

 
 
 

Проект полозатирочной машины, больше о проекте

С чего начинается процесс дизайн-проектирования промышленных изделий?

Хельмянов: Это вопрос для отдельной полноценной лекции, а может даже и не одной. Однажды, готовясь к лекции, я решил посчитать сколько мне известно методов дизайн-проектирования. После 50 я решил остановиться. Каждый метод предназначен для решения определенных задач. Соответственно, с выявления и формулирования этих задач и должен начинаться процесс предпроектного исследования. Но не все так просто.

Компания Рено перед покупкой АвтоВАЗа заказала дизайн-исследование. Я думаю, что маркетинговые и технологические исследования, бизнес-планирование шли своим чередом. Дизайн-исследования и аналитика — отдельная сфера профессии, которой занимаются отдельные специалисты. Методов исследования тоже десятки, в зависимости от поставленных задач...

Если подвести резюме. Дизайн-проектирование начинается с постановки задач, на основе результатов предпроектного анализа дизайн-исследования, которое начинается с постановки задач. И это только начало. Где-то в этот же период происходит формирование критериев оценки каждого из этапов…

Мареев: Как и любое проектирование, с изучения производственных возможностей предприятия и составления технического задания.

Можно ли справиться своими силами или необходимо привлечение сторонних специалистов, дизайнеров?

Хельмянов: Со всем можно справиться своими силами. Я, наверное, смогу при необходимости испечь каравай хлеба. Качество не гарантирую. Но если пойти поучиться, попрактиковаться, изучить вопросы ингредиентов, отобрать и закупить лучшие, то тогда и я смогу по прошествие некоторого времени сделать сносную булку. Но мне-то всего лишь нужно позавтракать, а не устраивать из подготовки к завтраку процесс года на полтора... Так и с дизайном. Каждый должен заниматься своим делом. Задача руководителя предприятия — не рисовать карандашом, а принимать кадровые решения.

Мареев: Есть три модели работы с промышленными дизайнерами: взять в штат, заказать услуги фрилансера или обратиться к студии с выносом работ на аутсорсинг. Каждое из направлений имеет свои плюсы и минусы, нужно выбирать конкретно по ситуации. «Делать дизайн» без дизайнеров — довольно рискованное и малоэффективное мероприятие.

Можете ли вы привести примеры российских компаний, успешно применяющих практические аспекты дизайн-мышления в производственном процессе?

Хельмянов: Так называемый метод «Дизайн-мышления» — не единственный свет в окошке. Не везде, не всем, и не всегда он подходит. Компаний, которые используют инструментарий дизайна много. В инженерии есть такой «безаналоговый метод проектирования». Он известен довольно давно. Часто именно этот метод, применяемый нашими компаниями, помогает им найти верные решения. Это касается космоса, авиации и т.п. Но как только дело касается потребительского продукта, где самое место «дизайн-мышлению» и «дизайн-исследованиям», тут компании начинают применять тривиальный «аналоговый метод». Ничего плохого в нем нет, и даже наоборот, часто без него просто не обойтись. Чтобы продукт спроектированный аналоговым методом был адекватен поставленным потребительским задачам требуется большого объёма дизайн-исследование, а это часто упускается. И получается просто копия (пусть даже внешне не похожая) ближайшего аналога, без соответствия внутренней сущности. В культурологии этот процесс называется «Культ Карго».

Компании, которые делают грамотный потребительский дизайн, на рынке есть. Их знают многие: бытовая техника Bork, кухонное оборудование ARTEKEY, бренд света Bezhko, TEXET, Yota... Есть дизайн-компании, которые создают успешные продукты для различных заказчиков.

Мареев: КАМАЗ, Мортон ЭндоСтарс, Bork, Zencha, и многие другие.

 
 
 

Комплекс термического обезвреживания КТО-200.Ц на основе циклонного реактора, больше о проекте

В ноябре вы проведете в ЦНТИ Прогресс семинар на тему промышленного дизайна. Что интересного и полезного ждет участников?

Хельмянов: Как показала практика, в том числе и прошлого семинара, роль дизайна в промышленном производстве действительно четко не понимаема и не прописана. Сумма спикеров, которые в этом семинаре будут принимать участие дадут слушателям сумму мнений. Это позволит сформировать свой собственный спектр понимания профессии и её миссии.

Я, в свою очередь, расскажу о сути и смысле российского дизайна, его специфике и корнях. Покажу знаковые и значимые российские дизайн-проекты, расскажу о российских дизайнерах. В одной из лекций расскажу и покажу на примерах систему методик дизайн-проектирования, в рамках которой можно найти место и собственному дизайн-методу. Немножко отвлечемся и в развлекательном формате поупражняемся на тему дизайн-метода «Проектное моделирование». Будет интересно!

Мареев: Я и мои коллеги поделимся практическими советами, как сделать выпускаемую продукции лучше, а бизнес — эффективнее. Семинар будет полезен руководителям бизнеса, конструкторам и самим промышленным дизайнерам.

Познакомиться с информацией о семинаре и зарегистрироваться можно на сайте ЦНТИ Прогресс.

Поделиться в соцсетях