-
Для кого
руководители информационных отделов и служб новостей печатных и электронных СМИ, редакторы, корреспонденты.
Программа
Программа семинара содержит следующие вопросы:
1. Критерии отбора новостей для СМИ.
Планирование и ожидание новостей.
По каким свойствам выбирать события?
Новость как коммуникативное намерение автора.
Подходы в освещении актуальных событий и явлений: тематический, аналитический, прогностический.
Критерии отбора новостей: пассивный, активный.
Драматургия факта (конфликтность, столкновение противостоящих интересов и сил).2. Новости в системе работы репортеров.
Оперативная "смесь": критерии отбора фактов и событий.
Новости одной темы.
Специализированные новости: технология создания.
Специальные задания.
Способы "протаскивания" рядовых событий.3. Проблема новостной сенсации.
Сенсация как способ привлечения внимания читательской аудитории.
Эмоциональная составляющая в сенсационных сообщениях.
Сенсация как "новость вдвойне".
Этика сенсаций.
Основные способы усиления читательского внимания к новости.4. Реализация права на доступ к информации в свете новых Федеральных Законов.
Нормативы предоставления информации Государственными органами и органами местного самоуправления.
Способы получения информации.
Алгоритм поведения журналиста в случае отказа от предоставления информации.5. Жанровая политика новостной журналистики.
Хроникальная заметка:
- мягкая новость: способы подачи;
- жесткая новость: приемы создания;
- виды "мягких" новостей;
- виды "жестких" новостей;
- архитектоника новостных публикаций.
Расширенная информация:
- расширение новости за счет атрибуции;
- прямые и косвенные ссылки в новостном сообщении;
- цитатное письмо в новостях;
- приемы обыгрывания цифр в новостях;
- способы расширения "информационного поля".
Репортаж: технология создания:
- выбор жанра;
- событийный репортаж;
- аналитический (проблемный) репортаж;
- познавательно-тематический репортаж;
- репортаж-комментарий;
- категории времени и пространства в репортаже;
- автор и герой репортажа: проблемы самовыявления;
- работа с художественной деталью;
- популярная "цветопись".
Интервью: специфика и разновидности жанра:
- выбор жанра;
- жанровая характеристика интервью;
- интервью-диалог: истоки становления и развития;
- интервью-монолог: основные видовые признаки;
- портретное интервью: событийное, биографическое, юбилейное, политическое;
- аналитическое интервью;
- интервью-сообщение;
- социологические виды интервью: интервью-анкета, прессовый опрос;
- работа журналиста над текстом интервью.Занятия проводят: преподаватели факультета журналистики СПбГУ и Института развития свободы информации.
Занятия предусматривают очно-заочную форму обучения.
Все участники обеспечиваются комплектом информационно-справочных материалов по тематике семинара.
Для всех участников семинара организованы ежедневные обеды и культурная программа.

