Мероприятие находится в архиве, регистрация закрыта

Курс повышения квалификации

Код 32400

  • Теория управления и концепция развития современного музея. Максимальный круг вопросов от государственной культурной политики в музейной сфере и стратегий получения дополнительного финансирования, до законодательного регулирования музейного сайта и оформления паспорта доступности учреждения

    Для кого

    для руководителей и заместителей музеев и художественных галерей; специалистов по коммерческому развитию, маркетингу и пиару; специалистов по работе с грантами; научных сотрудников музеев


    Программа

    1. Государственная политика в области музейного дела. Цели и задачи государственной культурной политики в области музейного дела. Основные документы, определяющие направления развития культуры РФ и толкование их ключевых положений во взаимосвязи с актуальными вопросами музейного дела. Особенности федерального бюджета с точки зрения государственных программ РФ, подпрограмм, и основных мероприятий в сфере культуры. Механизмы софинансирования региональных и муниципальных музейных проектов. Как правильно составить заявку на включение в целевую программу для получения дополнительного финансирования.
    2. Нормативно-правовое обеспечение музейной деятельности в РФ.
      • Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность музеев в РФ и ее региональная специфика. Анализ ключевых изменений в законодательстве о культуре.
      • Локальные нормативно-правовые акты деятельности музеев. Разработка положений и организация работы ЭФЗК. Грамотная организация учетной документации музея. Что нужно принимать во внимание руководителю при утверждении учетных документов и оформлении решений ЭФЗК.
      • Специфика процедуры закупки музейных предметов и коллекций в соответствии с законодательством о контрактной системе РФ.
      • Договорная работа музея. Разработка Положения о договорной работе в целях эффективной партнерской работы музея. Специфические виды договоров: об обмене фондами; о проведении реставрации движимых объектов культурного наследия; договоры, сопровождающие проведение выставочных мероприятий (транспортировка, упаковка, страховка), авторские договоры. Каких ошибок нужно избегать при заключении договора на передачу музейных предметов и коллекций из федеральной собственности.
      • Интеллектуальная собственность и авторское право в музее. Правовые основы изготовления и распространения копий музейных предметов. Защита от несанкционированного воспроизведения изображений музейных предметов. Организация эффективной правовой работы с авторами, правопреемниками, фрилансерами.
      • Как наладить эффективную юридическую работу и кому делегировать полномочия в условиях отсутствия штатного юриста.
    3. Финансовое обеспечение деятельности музея как учреждения культуры.
      • Бюджетные источники.
        • Экспертные комментарии к вносимым в законодательство РФ изменениям. Основные принципы выделения и финансирования государственных (муниципальных) услуг. Расчет норматива на основе определения минимальной части средств госбюджета.
        • Государственное (муниципальное) задание и субсидии на его выполнение. Методики расчета субсидий.
        • Формирование плана ФХД, отчет о его выполнении. Формы статистической отчетности для учреждений культуры на 2017-2018 г.г.
        • Виды финансового контроля и проверок учреждения культуры. Права и обязанности проверяемых. Как пройти финансовую проверку. Как грамотно составить возражения на замечания финансового органа. Типичные ошибки руководителя при прохождении проверки.
      • Дополнительные источники финансирования.
        • Механизмы освоения альтернативных госбюджетных источников и получения дополнительных средств. Внебюджетные источники финансирования музеев.
        • Государственные субсидии и гранты.
        • Негосударственные источники финансирования (субсидии общественных фондов, меценатов и др.). Создание Совета попечителей, Клубов друзей и т.п.
        • Как правильно принять и оформить пожертвования, гранты и спонсорскую помощь.
        • Приносящая доход деятельность и оказание платных услуг в музее. Виды и возможности предпринимательской деятельности. Разработка положений устава и разбор типовых ошибок. Как правильно установить цену на платные услуги.
    4. Организационный и кадровый менеджмент в музее.
      • Формирование эффективной организационной структуры: обучение, подготовка и переподготовка персонала в свете профстандартов и оценки квалификации музейных работников. Управление компетенциями и стимулирование творческой активности работников: модели, разбор кейсов.
      • Новеллы в распределении ФОТ и оплате труда работников культуры. Критерии эффективности музейных работников: определение по должностям, система начисления баллов, порядок их снятия. Зарплата руководителя, расчет предельного соотношения.
    5. Музейный маркетинг и проектная работа.
      • Социальное и сетевое взаимодействие с местными муниципальными образованиями, учреждениями и организациями системы образования, культуры, соцзащиты и др.
      • Разработка эффективных маркетинговых стратегий в работе музея. Обмен опытом.
      • Формирование имиджа, создание "узнаваемого" бренда музея и его продвижение.
      • Проведение эффективных PR-кампаний музейных мероприятий: работа с социальными сетями и СМИ.
      • Мастер-классы, специальные события, лектории, научно-просветительские мероприятия - как особая форма привлечения посетителей.
      • Сайт как инструмент продвижения. Разработка разделов и подразделов сайта. Основные требования к структуре и оформлению музейного сайта. Проверка сайта на соответствие законодательным требованиям.
      • Музей как туристический объект. Алгоритм работы с туристическими фирмами по привлечению посетителей.
      • Музейный магазин: зонирование, определение ассортимента, оформление документации.
    6. Концепция музея как управленческий инструмент.
      • Социально-экономическая среда функционирования музея.
      • Проблемы территории как ориентиры деятельности музея.
      • Ресурсный потенциал развития музея (музейное собрание и объекты наследия).
      • SWOT-анализ и PEST-анализ в оценке внутренней и внешней среды музея.
    7. Выбор модели деятельности музея. Определение, какая модель деятельности присуща Вашему музею в настоящий момент. Какая модель наиболее соответствует целям деятельности музея в ближайшие 3-5 лет? Учет планируемого профиля музея и других особенностей его деятельности.
    8. Примерная структура и содержание концепции развития музея.
      • Современные условия деятельности музея. История музея. Предшествующий опыт развития. Историко-культурная специфика территории. Ресурсный потенциал развития музея (музейное собрание и объекты наследия). SWOT-анализ музея.
      • Концепция развития музея. Миссия музея. Цели деятельности. Структура музея. Концепция развития фондов музея, экспозиций музея, внешних связей и маркетинга.
      • Механизмы реализации концепции развития. Порядок работы по разработке концепции развития музея.
    9. Формирование доступной среды в музее.
      • Оформление паспорта доступности учреждения культуры для инвалидов. Что нужно учесть.
      • Организация мероприятий для людей с особыми потребностями. Специальная адаптационная подготовка сотрудников для работы со специальными группами посетителей.