Мероприятие находится в архиве, регистрация закрыта

Курс повышения квалификации

Код 32982

  • Цель семинара - дать целостное представление об особенностях управления современной библиотекой в цифровую эпоху и познакомиться с уникальным опытом специалистов библиотечного дела во время практических выездных занятий в библиотеки Санкт-Петербурга

    Для кого

    для директоров, заместителей директоров, специалистов отдела комплектования, информатизации, а также специалистов отделов библиотечного маркетинга и менеджмента ЦБС и общедоступных библиотек


    Программа

    1. Управление современной библиотекой в свете государственной культурной политики. Цели и задачи государственной политики в библиотечно-информационной сфере. Основные документы, определяющие направления развития и толкование их ключевых положений во взаимосвязи с "реальными" проблемами библиотек. Как правильно составить целевую программу для получения дополнительного финансирования.
    2. Правовое регулирование библиотечно - информационной деятельности в РФ.
      • Обзор актуальных и предстоящих изменений законодательной базы РФ, регулирующей библиотечную деятельность. Оценки, тенденции, перспективы.
      • Разработка локальных нормативных актов библиотеки. Как составить ЛНА так, чтобы пройти проверку трудовой комиссии.
      • Законодательство о техническом регулировании как основа стандартизации и сертификации библиотечной продукции и услуг.
      • Работа с персональными данными в библиотеке. Новое в порядке ответственности за разглашение.
      • Ключевые вопросы законодательства об интеллектуальной собственности в библиотечном деле. Свободное использование авторских произведений в части создания их копий. Проблема правового регулирования "сиротских" произведений.
      • Сложные вопросы правоприменения законодательства о НЭБ (Национальной электронной библиотеке). Обмен опытом.
    3. Финансово-хозяйственная деятельность библиотеки в современных условиях.
      • Организация платных услуг и иной приносящей доход деятельности в библиотеках. Правовые основы и алгоритм организации платных услуг. Как привести в порядок документы, чтобы избежать прокурорской проверки.
      • Пошаговый алгоритм проведения закупок по № 44-ФЗ "О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Использование льгот и преимуществ предоставленных законодателем для учреждений культуры. Закупка без тендера.
      • Формы отчетов о финансово-хозяйственной деятельности библиотеки и о выполнении государственного (муниципального) задания. Разработка и включение в задание нормативов формирования книгофонда библиотек. Роль учетной политики в реализации государственного (муниципального) задания.
      • Формы статистической отчетности для учреждений культуры на 2017-2018 год. Система формирования и использования статистических показателей деятельности библиотеки.
      • Виды финансового контроля и проверок учреждения культуры. Права и обязанности проверяемых. Как пройти финансовую проверку. Как грамотно составить возражения на замечания финансового органа. Типичные ошибки руководителя при прохождении проверки и как их исправить.
      • Как правильно принять и оформить пожертвования, гранты и спонсорскую помощь.
    4. Трудовые отношения в современной библиотеке.
      • Нормирование труда в библиотеке - специфика правового регулирования.
      • Оплата труда работников в условиях системы эффективного контракта. Как установить показатели эффективности работы учреждения, подразделения и отдельного сотрудника, какие стимулирующие выплаты назначить. Разбор типовых ошибок (в сроках, должностных обязанностях, документах, стимулирующих выплатах и т.д.).
      • Независимая оценка квалификации сотрудников в свете введения профстандартов. Обязательна ли независимая оценка и что делать в случаях, если сотрудник ее не прошел.
    5. Маркетинг и менеджмент библиотеки. Ресурсы для продвижения библиотечно-информационных услуг. Создание и поддержание работы библиотечного сайта.
      • Современная библиотека как открытый информационно-просветительский и досуговый центр. Опыт работы и взаимодействия с местными сообществами по привлечению посетителей. Какие нужны документы и как наладить эффективное взаимодействие.
      • Экспозиционно-выставочная деятельность библиотеки.
      • Инновационные библиотечные проекты. Что ещё можно провести в библиотеке, кроме встречи с читателями: мастер-классы, специальные события и многое другое.
      • Работа со СМИ.
      • Сайт как инструмент продвижения и интеграции в единое информационно-аналитическое пространство библиотек. Разработка разделов и подразделов сайта библиотеки. Основные требования к структуре и оформлению библиотечного сайта. Проверка сайта на соответствие законодательным требованиям. Версия сайта для пользователей с ограниченными возможностями.
      • ВЕБ-представительства библиотек (социальные сети и АИС "Единое информационное пространство в сфере культуры") и работа с ними.
    6. Формирование доступной среды в библиотеке. Реализация государственной программы.
      • Приказ Минкульта России от 23.12.2015 № 3235 "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг библиотек, подведомственных Минкульту России" на период 2016-2030 и иные нормативно-правовые акты.
      • Критерии доступности и определение приоритетов в разработке плана мероприятий в условиях недостаточного финансирования.
      • Привлечение к партнерству специализированных фирм и фондов по работе с людьми с инвалидностью.
      • Объединение с другими библиотеками по созданию межбиблиотечного абонемента для выдачи книг в специальных форматах. Организация мероприятий для людей с особыми потребностями.
      • Специальная адаптационная подготовка сотрудников библиотеки для работы со специальными группами посетителей.
    7. Электронные ресурсы в библиотеке. Практические занятия на площадках библиотек Санкт-Петербурга.
    8. Инновационные подходы к библиотечному, библиографическому, информационному обслуживанию читателей. Оптимизация полномочий библиотечного обслуживания в регионах, перераспределение полномочий между сельским поселением и муниципальным образованием. Разработка эффективной модели организации библиотечного обслуживания в регионах. Роль и рекомендации РНБ как методического центра библиотечного и информационного обслуживания.

    Семинар включает интенсивные практикумы и выездные занятия в библиотеки Санкт-Петербурга.