• Программа посвящена практическим аспектам реализации Приказа Министерства культуры РФ от 09.09.2015 № 2400 "Об утверждении требований доступности к учреждениям культуры с учетом особых потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения"

    Для кого

    для директоров, заместителей директоров музеев/библиотек, сотрудников музеев/библиотек, занимающихся формированием доступной среды, сотрудников музеев/библиотек, на которых возложены обязанности по работе с инвалидами и маломобильными гражданами


    Программа

    В настоящее время в РФ особое внимание уделяется социальной поддержке лиц с инвалидизирующими заболеваниями. Ратификация Россией Конвенции о правах инвалидов утверждает право лиц с ограниченными возможностями на участие в социокультурной жизни, предполагает создание безбарьерной среды, обеспечение равной для всех членов общества доступности культурных мероприятий и услуг. В данных общественно-политических условиях особую актуальность и практическую значимость приобретает реализация Приказа Минкультуры РФ от 09.09.2015 № 2400 "Об утверждении требований доступности к учреждениям культуры с учетом особых потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения".

    Блок 1. Нормативно-правовое и организационное обеспечение доступности объектов и услуг в сфере культуры.

    1. Международно-правовые подходы к формированию доступности объектов и услуг в сфере культуры.
    2. Конвенция ООН о правах инвалидов.
    3. Показатели доступности объектов и услуг сферы культуры до 2020 года. Реализация государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на период 2011-2020 годы.
    4. "Дорожная карта" учреждений культуры: разработка плана мероприятий по повышению значений показателей доступности.

    Блок 2. Доступная (безбарьерная) среда в учреждениях культуры.

    1. Понятие доступной (безбарьерной) среды.
    2. Критерии качества доступности архитектурной среды.
    3. Альтернативный способ организации доступной среды.
    4. Отечественный и зарубежный опыт организации доступной среды в учреждениях культуры.
    5. Классификации категорий инвалидов в зависимости от основных ограничений жизнедеятельности.

    Блок 3. Социокультурная миссия учреждений культуры. Методические основы взаимодействия учреждений культуры с посетителями с инвалидностью.

    1. Социальные практики современного музея в рамках его миссии: границы доступности.
    2. Психология восприятия и основные методические принципы работы с "особыми" посетителями.
    3. Универсальный дизайн пространства как основа взаимодействия с посетителями с инвалидностью.

    Блок 4. Знакомство с опытом создания доступной среды в учреждениях культуры Санкт-Петербурга. Выездные занятия в музеях и библиотеках.


    Слушатели, успешно освоившие программу, будут обладать компетенциями, включающими в себя способность сформировать доступную среду в музее:

    • формировать комплексную программу участия различных категорий инвалидов в социокультурных проектах различной направленности;
    • управлять процессами социального включения инвалидов как нового сегмента посетителей в деятельность музея;
    • разрабатывать программы, обеспечивающие максимальную доступность культурологического сообщения для лиц, имеющих особые потребности;
    • планировать реэкспозицию пространства в соответствии с основными положениями нормативно-правовой базы;
    • использовать передовой опыт реализации доступной среды и универсального дизайна в сфере культуры;
    • владеть информацией об особенностях создания доступной среды в зданиях, в том числе - в памятниках архитектуры.

    Программа разработана Дониной Ириной Николаевной


    Также в программе запланирован круглый стол по обмену опытом между участниками семинара по проблемам организации доступности учреждений культуры.