• Курс нацелен на изучение законодательных и организационных вопросов профилактики социального сиротства, овладение методами выявления и технологиями социального сопровождения детей и семей, а также знакомство с практикой Санкт-Петербурга по семейному устройству детей

    Для кого

    Для руководителей и специалистов региональных и муниципальных органов власти и учреждений в сфере социальной защиты, образования и молодежной политики


    Программа

    1. Организационно-правовые основы профилактики. Содержание, принципы, социально-правовые механизмы профилактики.
      • Сложные вопросы применения Федерального закона № 442-ФЗ «О социальном обслуживании граждан в РФ», Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от 23.06.2016 № 182-ФЗ, Федерального закона № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и иных НПА.
      • Процесс деинституализации. Переориентирование государственной социальной политики на семейное устройство детей и сохранение кровной семьи.
    2. Межведомственное взаимодействие по вопросам профилактики социального сиротства, семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми. Полномочия правоохранительных органов, органов опеки и попечительства, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, образования.
    3. Деятельность органов и учреждений по профилактике социального сиротства, семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми.
      • Оказание социальных услуг в государственных учреждениях социального обслуживания.
      • Обзор проектов социально-ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) в системе профилактики социального сиротства и развитии профилактических услуг для семей и детей. Перспективы передачи социальных услуг на аутсорсинг в СО НКО.
      • Функции образовательных, спортивных, культурных, досуговых и иных учреждений для детей и молодежи. Клубная работа как важный элемент системы профилактики.
    4. Развитие форм жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с приоритетами государственной социальной политики и с учетом интересов ребенка.
      • Мероприятия по возврату в кровную семью. Технологии работы с ребенком и его семьей.
      • Усыновление как приоритетная форма устройства детей. Сложные вопросы контроля семей, усыновивших детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
      • Передача под опеку в приемную семью. Сопровождение приемных семей.
      • Развитие института профессиональных (принимающих) семей.
      • Социальное сопровождение замещающих семей (на примере ведущей школы приемных родителей Санкт-Петербурга).
      • Профилактика «вторичного сиротства».
      • Устройство ребенка в государственные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постинтернатное сопровождение.
    5. Профилактика семейного неблагополучия.
      • Методы и направления работы по профилактике семейного неблагополучия. Раннее выявление семейного неблагополучия. Принципы работы с дисфункциональной семьей.
      • Реализация индивидуальной профилактической работы с детьми и семьями, находящимися в СОП. Разработка индивидуального плана реабилитации. Технология междисциплинарного ведения случая.
      • Меры первичной профилактики социально-опасных заболеваний среди детей и подростков: ВИЧ-инфекции, наркомании, туберкулеза, ЗППП и др.
      • Профилактика правонарушений несовершеннолетних.
      • Специфика работы с алкоголизированными семьями и семьями мигрантов.
    6. Профилактика жестокого обращения с детьми.
      • Основные методы профилактики жестокого обращения с детьми. Организация работы детского (молодежного) телефона доверия.
      • Проведение профилактической работы с семьями, относящимися к группе риска. Психологическая готовность специалиста работать с темой жестокого обращения и насилия в семье.
      • Индивидуально-профилактическая помощь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации (ТЖС).
      • Система помощи детям, пострадавшим от насилия (на примере Санкт-Петербурга).
    7. Развитие профилактических услуг для семьи и детей в целях предотвращения социального сиротства.
      • PR-кампании по пропаганде форм семейного воспитания.
      • Продвижение системной семейной политики, направленной на восстановление семейного образа жизни.
      • Проблемы «наследования социального сиротства» и пути их преодоления. Работа с будущими родителями.
    8. Посещение учреждений, имеющих передовой опыт работы по профилактике социального сиротства, семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми.