Готов учебный план на 2026 год

Расписание курсов по всем отраслевым направлениям — в одной брошюре.

Скачать>>

Мероприятие находится в архиве, регистрация закрыта

Код 7250

  • На семинаре рассматривается роль костюма в сценографии спектакля, особенности его создания, технологии создания.

    Для кого

    технологи по костюму, художники по костюму, начальники производства сценического костюма, заведующие художественно-постановочной частью.


    Программа

    ПРОГРАММА СЕМИНАРА (6 дней):

    1. Костюм в сценографии спектакля. Теория сценографии как пространственное решение спектакля, определяющая визуальный образ театрального произведения. Сценография в художественной целостности спектакля. Декорационное оформление, костюм, свет.
    2. Организация работы с костюмами в театре в период создания нового спектакля и проката текущего репертуара. Подготовительный период в создании нового спектакля и запуск в производство костюмов. Пошив костюмов. Репетиционный период и работа над костюмами. Хранение костюмов и использование костюмов в спектаклях текущего репертуара.
    На примере работы Мариинского театра оперы и балета и БДТ им. Г.А. Товстоногова.
    Шеповалов В.М., кандидат искусствоведения, зав. кафедрой театральной техники и технологии ГАТИ, технический директор БДТ им. Г.А. Товстоногова
    3. Технология создания театрального костюма (мастер-класс). Профессия художника-технолога по театральному костюму – профессия многогранная и требует множества разнообразных знаний. Это умение работать с цветами, фактурой, линией и формой, а также владеть знаниями по истории костюма, разбираться в тканях, технологии пошива, знать и уметь применить множество приемов по окраске и художественной росписи тканей, приемы аппликаций и вышивки.
    4. Художественная обработка тканей и деталей сценического костюма (мастер-класс). Размер суммы определяется бюджетом театра, а также временем действия пьесы. Естественно, что сложные исторические костюмы, требующие дорогих тканей и отделок, а также более сложные в пошиве и стоить будут дороже. Поэтому, зная специфику цены и зала данного театра можно заменить дорогие ткани более дешевыми без потери общего впечатления.
    5. Костюм в театре и кино. Сцена, как и кинематограф, имеет свои законы, поэтому те росписи, которые великолепно выглядят на сцене, на экране будут смотреться как грубая подделка. Но прошло время, повысились требования к костюмам, к их художественным достоинствам. Способы украшения тканей на протяжении всей истории тканей отличаются большим разнообразием и на разных концах планеты придумываются все новые и новые технологии.
    Слезина Т.В., доцент кафедры театральной техники и технологии СПбГАТИ
    6. Основные принципы исторического костюма. Костюм несет в себе определенный художественный образ, так как помогает человеку выражать эстетический идеал эпохи. Этот идеал развивается и изменяется вместе с жизнью общества, и не только отражает изменения, происходящие в развитии экономики, но тесно связан с политикой и религией.
    Киреева Е.В., доцент кафедры театральной техники и технологии СПбГАТИ, автор книг и публикаций по историческому костюму.
    7. Русский национальный костюм. Русский традиционный костюм стал формироваться в XII-XIII веках, в период наиболее интенсивного процесса сложения русского этноса. Одной из его составляющих явилась одежда древних руссов – славянского населения Восточной Европы, общего предка русских, украинцев и белорусов.
    Соснина Н.Н., ведущий специалист отдела русской одежды Российского этнографического музея, лауреат гос. премии, автор многих книг по русской культуре и костюму
    8. Форменная одежда. Особенности кроя форменной одежды. Наблюдая сценические постановки и фильмы, связанные с историческими костюмами, и в особенности с военным костюмом, можно видеть почти постоянные грубые ошибки в их силуэте и покрое. Художники по костюмам, делая эскизы, уделяют много внимания деталям – цвету одежды, рисунку тканей, расшивке костюмов, общему виду элементов, но отдавая свои наработки портным, не могут внятно потребовать соблюдения конструктивных принципов.
    Малышев В.Н., младший научный сотрудник Артиллерийского музея
    9. Знакомство с работой костюмерных цехов Мариинского театра, БДТ им. Г.А. Товстоногова и художественно-производственных мастерских по пошиву костюмов.
    10. Парик и грим как часть театрального костюма.
    11. Круглый стол.
    Беседа по всем вопросам основной темы семинара и не только.

    Семинар проводят профессорско-преподавательский состав Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, ведущие специалисты театрального дела Санкт-Петербурга.

    Научный руководитель программыШеповалов В.М., кандидат искусствоведения, зав. кафедрой театральной техники и технологии ГАТИ,  технический директор БДТ им. Г.А. Товстоногова.

    Для всех участников семинара организованы ежедневные обеды и культурная программа, включающая обзорную экскурсию по Санкт-Петербургу, поездку в один из пригородов, посещение театра.