• Все аспекты управления дебиторской задолженностью: организационные; финансовые, бухгалтерские и налоговые; правовые аспекты (претензионная, исковая работа); психологические аспекты взаимодействия с неплательщиками

    Для кого

    для специалистов, отвечающих за организацию работы по предотвращению и взысканию долгов - менеджеров по продажам, специалистов отделов по работе с ключевыми клиентами, экономистов, служб финансового мониторинга, взаиморасчетов, юрисконсультов


    Программа

    1. Учет задолженности: отличия бухгалтерского и управленческого учета. Товарная и кредитная задолженность. Разработка системы учета задолженности под нужды компании.
    2. Инструменты управления дебиторской задолженностью (ДЗ). Кредитная политика организации. Процедура оценки контрагента и присвоения ему кредитного рейтинга. Оценка рисков неплатежеспособности. Порядок разработки системы скидок, кредитных лимитов, отсрочек платежа, пеней и штрафов за просрочку оплаты. Анализ причин возникновения просрочки платежей.
    3. Мониторинг дебиторской задолженности. Профилактика проблемной задолженности. Инвентаризация задолженности. Контроль поступления платежей и ведения статистики средней просрочки. Критический срок оплаты. Реестр старения дебиторской задолженности. Сверка расчетов. Отчет о структуре имеющейся задолженности. Анализ дебиторской задолженности.
    4. Правовые аспекты работы с дебиторской задолженностью.
      Проверка контрагента - требования ФНС.
      Договоры: согласование договорных документов, контроль исполнения условий. Отражение в договоре порядка оплаты, скидок, штрафов. Рекомендации по оформлению и процедуре подписания договоров.
      Способы обеспечения выполнения договорных обязательств, в т.ч. страхование, банковский счет эскроу, гарантийный депозит и пр.
      Недействительность сделки и признание договора незаключенным.
    5. Бухгалтерский и налоговый учет дебиторской задолженности. Ведение реестров бухгалтерских документов по участку ДЗ, Учет взаиморасчетов. Налоговый учет обязательств. Отчетность. Списание задолженности: сроки, основания, последствия для НДС и налога на прибыль. Резерв по сомнительным долгам. Подтверждение мер по взысканию. Сроки хранения документации в архиве.
    6. Взаимодействие подразделений, участвующих в процессе управления дебиторской задолженностью. Регламенты, процедуры или инструкции. Документы, необходимые для управления ДЗ. Регламент по управлению ДЗ. Автоматизация работы с ДЗ. Информационное обеспечение, требования к ПО. CRM-системы. Обучение сотрудников компании по работе с ДЗ. Контроль соблюдения сотрудниками порядка действий при нарушении клиентом договорных обязательств.
    7. Действия при возникновении просрочки. Типичные ошибки, допускаемые на начальном этапе работы с просроченной ДЗ.
      Переговоры (тренинг). Сценарии переговоров о возврате долга. Методы воздействия при личных контактах. Типы неплательщиков и основные стратегии работы с ними. Работа со злостными должниками.
      Переписка о задолженности. Составление писем, обоснование и документальное подтверждение претензии; направление контрагенту. Надлежаще заверенная и доставленная корреспонденция.
    8. Особенности работы с ключевыми клиентами.
    9. Взыскание задолженности через суд. Подготовка пакета документов в суд. Подсудность. Исковая давность. Обеспечительные меры. Взыскание на имущество, в т.ч. денежные средства, ценные бумаги и иное имущество должника.
      Исполнительное производство. Особенности исполнительного производства в отношении таких должников, как "казна" и государственные учреждения.
      Уголовно-правовые аспекты взыскания долгов с организаций. Применение УК РФ. Коллекторский подход к взысканию задолженности.
    10. Альтернативные способы взыскания долга. Рефинансирование и реструктуризация. Замена лиц в обязательствах, изменение сроков, схемы погашения и способов исполнения обязательств. Банкротство должника. Взыскание долга с "умирающего предприятия".