• На семинаре-практикуме - законодательное обеспечение учебного процесса, опыт электронного образования, модели реализации и дистанционные образовательные технологии (ДОТ), технология вебинаров и видеоконференций, облачные электронные технологии

    Для кого

    для проректоров по информатизации, руководителей центров новых образовательных технологий, руководителей служб информатизации и IT-менеджеров


    Программа

    1. Законодательное и нормативное обеспечение учебного процесса с использованием дистанционных технологий.
      • Терминологическая база.
      • Современные нормативно-правовые требования к электронным образовательным ресурсам: Закон об образовании в РФ; Приказы Министерства образования и науки РФ и т.д.
      • Комплект документации для внедрения электронного обучения в вузе на основе действующего законодательства: формы положений и приказов о внедрении и поддержки ДО; планирование учебной нагрузки; права и обязанности участников образовательного процесса с использованием ДОТ; техническое задание на разработку и опытную эксплуатацию электронных образовательных ресурсов; методика материального стимулирования преподавателей, использующих ДОТ; формы авторских договоров; защита прав и т.д.
      • Подходы к распределению ролей и формированию команды разработки и реализации образовательных ресурсов: основные категории участников образовательного процесса на основе дистанционных технологий; формирование состава команд разработчиков и сопровождающих; функции менеджеров, методистов, технического персонала и т.д.
    2. Дистанционное обучение: возможности и опыт электронного образования.
      • Введение в проблематику электронного обучения: предпосылки, история и эволюция ДО; тенденции мирового образования; актуальность ДО; потенциальные потребители ДО; достоинства и недостатки ДО и т.д.
      • Создание электронной среды образовательного учреждения: маркетинг; организационная подсистема; средства обеспечения: нормативно-правовые, методические, программные, технические и т.д.
      • Современные технологии для подготовки электронных ресурсов и управления дистанционным учебным процессом: основные функции систем управления обучением LMS; подходы к выбору программных средств; сравнительный анализ систем дистанционного обучения: Moodle, eFront и т.д.
      • Содержание и структура дистанционного курса.
      • Обзор открытых образовательных ресурсов и примеры развитых систем дистанционного обучения.
    3. Модели реализации и классификация дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
      • Технологии педагогического проектирования в ДОТ. Алгоритмы создания учебного курса. Отличительные особенности современного электронного учебника. Дизайн-эргономические и эстетические критерии оценки качества электронных учебников. Методические и правовые аспекты их разработки и использования. Структура учебника, формы представления учебной информации, системы диагностики, тесты и практические задания, организация индивидуальной и групповой работы, проектной деятельности.
      • Целесообразное использование средств гипермедиа (для обеспечения интерактивности, наглядности, индивидуального подхода, эстетического воспитания). Способы актуализации учебного материала. Новейшие разработки специального программного обеспечения для e-learning и направления их применения в учебном процессе. Облачные технологии, ресурсы для представления и обработки учебной информации. Интернет-лекции, консультационные линии. Видеоконференции как средство профессионального общения, средства их проведения.
      • Критерии сформированности информационно-технологической культуры преподавателя. Программные оболочки для размещения дистанционных курсов. Оболочка Moodle и ее администрирование, возможности и ограничения. Контроль деятельности преподавателя в условиях использования ДОТ. Выбор учебно-методического комплекса, разработка программы обучения. Методическое, программное и организационное обеспечение работы филиалов и представительств (в том числе, зарубежных учебных заведений на примере партнерской программы с Magna Carta College, Oxford) в условиях ДО.
    4. Технологии проведения вебинаров, видеоконференций, электронных семинаров: программно-аппаратные комплексы (серверы) для организации и проведения видеоконференций (LifeSize, Sony PCS и др.); специализированные он-лайн ресурсы для организации и проведения вебинаров (Webinar-COMDI, Onwebinar.ru и др.); использование приложений для проведения вебинаров, аудио- и видеоконференций: программы Skype, OpenMeetings и др.
    5. Реализация дистанционных образовательных технологий через «Электронный образовательный комплекс» и облачные электронные технологии.
      • Электронный образовательный комплекс как основа современной альтернативной формы обучения Облачные электронные технологии.
      • Инфраструктура электронного образовательного комплекса: учебный портал (электронные учебники), портфолио студента, электронная библиотека, учебная социальная сеть для организации проектной деятельности студентов.
      • Технология организации электронного образовательного комплекса: генератор локальных учебных материалов, система web-подготовки преподавателей, система доставки социально значимой информации, сервисное обслуживание сетей, система продаж и доставки электронного контента.
      • Электронная образовательная среда. Система активных и интерактивных инструментов для студентов: поиск, просмотр, сохранение информации, средство самоконтроля. Инструментарий преподавателя (интерактивные экраны наблюдения, обсуждения и контроля результатов).
      • Автоматизированные средства взаимодействия преподавателя и студента. Система связи с учебной и социальными сетями.
      • Учебная социальная сеть. Учебная деятельность во внеаудиторное время. Пользование сетевыми функциями и инструментами. Формирование универсальных сетевых учебных умений. Формирование сетевых коммуникативных умений.
      • Использование электронных образовательных ресурсов в работе службы сопровождения образовательного процесса (электронный тьюториал).
      • Содержание электронного учебника. Тексты. Гиперссылки. Лабораторные работы и практикумы Интерактивные тесты. Электронные карты. Электронные схемы. Интерактивные модели. Технические характеристики. Конструктор пользователя.
      • Технология организации занятия в формате электронного образовательного комплекса. Структура занятия. Электронные инструменты преподавателя: экран контроля, экран коррекции, экран обсуждения. Базовый уровень, уровень поддержки, уровень коррекции.
      • Технические характеристики электронного устройства.

    Часть занятий проходит в компьютерных классах