Мероприятие находится в архиве, регистрация закрыта

Профессиональная переподготовка

Код 57366

  • Программа профессиональной переподготовки «Библиотечное дело» направлена на профессиональное развитие специалистов библиотек в условиях технологической модернизации библиотечного дела, а также адаптацию библиотекарей при выполнении функциональных обязанностей в сфере организации библиотечных процессов, связанных с повышением социальной роли библиотек как информационных, культурных и образовательных учреждений.

    Для кого

    Для директоров и заместителей директоров библиотек, юристов, библиотекарей, библиографов, специалистов, работающих в библиотечно-информационных учреждениях и других организациях по направлениям, связанным с информационно-библиотечной деятельностью и информационно-библиотечным сопровождением учебно-воспитательного процесса


    Программа

    Программа профессиональной переподготовки «Библиотечное дело» направлена на обеспечение базовых знаний в области практической деятельности по формированию и использованию библиотечно-информационных ресурсов, сохранению документного фонда, созданию информационной культуры общества и развитию социокультурных коммуникаций.

    Библиотечный менеджмент.

    Библиотека как сложная организация. Структура и функции библиотеки. Типология библиотек. Общая характеристика современной библиотечной системы России. Координация и кооперация библиотек. PR библиотек. Государственно-общественное управление библиотечным делом. Проблемы деятельности библиотек в связи с децентрализацией и реорганизацией библиотечной сети. Основные понятия и категории менеджмента библиотечно- информационной деятельности. Библиотечный маркетинг. Организация управления библиотекой. Система управления библиотекой. Менеджмент качества в библиотеке. Управление персоналом. Экономика библиотечного дела. Финансирование библиотек.

    Библиотековедение.

    Основы современного библиотековедения. Библиотековедение как наука. Место библиотековедения в системе наук. Объект и предмет библиотековедения. Структура библиотековедения. Функции библиотековедения. Основные концепции библиотековедения. Взаимосвязь библиотековедения с другими научными дисциплинами. Методология и методика библиотековедения. Общенаучные и частнонаучные методы библиотековедческих исследований. Специальные методы библиотековедческих исследований. Методологические проблемы библиотековедения. История развития библиотековедения. Предыстория библиотековедения (возникновение и развитие библиотековедческой мысли, середина II тысячелетия до н.э. — XVIII в.). Возникновение и становление библиотековедения как научной и учебной дисциплины (XIX в.). Развитие библиотековедения в XX в. Библиотечное дело в России в ХХI веке. Тенденции развития библиотек в информационном обществе.

    Библиографоведение.

    Библиографоведение: объект, предмет, структура. Место библиографоведения в системе наук и его взаимодействие с другими научными дисциплинами. Общественные функции библиографической информации. Потребители библиографической информации и их информационные потребности. Видовая классификация библиографии и библиографических пособий. Развитие национальной библиографии в стране и за рубежом. Научно-вспомогательной библиография. Краеведческая библиография. Библиографическое описание. Библиографическая ссылка. Типы библиографических справок. Справочно-библиографическое обслуживание. Методика выполнения тематической библиографической справки (запроса).

    Библиотечно-информационное обслуживание.

    Теоретические основы библиотечно-информационного обслуживания. Цель, задачи и принципы современного библиотечного обслуживания. Библиотечно-информационное обслуживание как социокультурный процесс. Международные и национальные источники законотворчества по проблемам библиотечного обслуживания. Документы международного уровня. Документы российского уровня. Читатель (пользователь) как участник процесса библиотечно-информационного обслуживания. Изучение читателя как общемировая профессиональная проблема. Из истории изучения читателя в России. Методика изучения читателей. Современная ситуация чтения в России и мире: основные проблемы. Проблемы глобализации чтения. Типичные черты нового «электронного читателя». Библиотекарь как один из основных участников процесса библиотечного обслуживания. Социально обусловленная направленность библиотечной профессии и личности библиотекаря. Коллективный характер библиотечной деятельности и творческая природа труда библиотекарей. Общепрофессиональные требования к личности библиотекаря. Библиотечное общение в процессе библиотечного обслуживания. Феномен библиотечного общения. Барьеры общения и способы их преодоления. Этикет в библиотеке. Социально-обоснованные приоритетные направления библиотечного обслуживания. Формирование правовой культуры населения. Помощь в непрерывном образовании пользователей. Помощь пользователям с «особыми потребностями». Формирование культуры чтения и информационной культуры пользователей.

    Технология и организация библиотечного обслуживания.

    Понятие «технология библиотечного обслуживания». Основные элементы технологии библиотечного обслуживания. Читательский запрос как пусковой механизм процесса библиотечного обслуживания. Связь читательского запроса и читательского интереса. Виды читательских запросов и интересов. Библиотечная услуга как результат (основной продукт) процесса библиотечного обслуживания. Номенклатура услуг в современной российской и зарубежной библиотеке. Платные и бесплатные библиотечные услуги. Технология библиотечного обслуживания индивидуальных информационных интересов и запросов. Индивидуальное библиотечное обслуживание: эволюция целей и задач. Услуги индивидуального обслуживания в российских и зарубежных библиотеках. Технология библиотечного обслуживания массовых и групповых информационных интересов, и запросов. Эволюция представлений о задачах и целях «массового библиотечного обслуживания» в российской профессиональной библиотечной среде. Услуги библиотечного обслуживания, предоставляемые различным читательским группам и контингентам в библиотеках. Использование возможностей средств массовой коммуникации в организации массового библиотечного обслуживания. Показатели эффективности библиотечного обслуживания. Организация библиотечного обслуживания в традиционных стационарных подразделениях: на абонементе и в читальных залах. Организация библиотечного обслуживания в «новых» стационарных отделах библиотек (медиатеках, центрах правовой информации и т.п.). Организация внестационарного библиотечного обслуживания: традиционные и новые формы. Библиотечное обслуживание удаленного пользователя. Понятие «удаленный пользователь». Основные услуги, предоставляемые библиотеками России и других стран удаленному пользователю (ЭДД, ДД и др.). Глобализация как основная тенденция развития содержания и технологии библиотечного обслуживания.

    Библиотечный фонд.

    Библиотечный фонд как научное понятие. Моделирование библиотечного фонда. Структура библиотечного фонда. Основные положения теории формирования библиотечного фонда. Принципы формирования библиотечного фонда. Типы и виды библиотечных фондов. Комплектование библиотечного фонда. Источники документоснабжениия библиотек. Учет, расстановка и размещение библиотечного фонда. Сохранность библиотечного фонда. Документ как фондообразующий элемент библиотечного фонда. Связи и социальные функции библиотечного фонда. Фонды и каталоги. Библиотечный фонд в системе документальных фондов. Библиотечный фонд в структуре библиотеки. Обменно-резервные фонды библиотек.

    Информационные технологии и библиотеки.

    Виртуальное справочное обслуживание. Интернет технологии в библиотечной практике. Современные Интернет-технологии в инновационной деятельности библиотек. Веб-сайт в библиотечной технологии. Электронные библиотеки. Библиотеки в социальных медиа.

    Срок обучения: 11 недель с момента зачисления на обучение, приказ о зачислении оформляется после получения оплаты

    Форма обучения: заочная с применением дистанционных образовательных технологий

    Требования к образованию: не ниже среднего профессионального