Повышение квалификации: потребности, возможности и соблазны

В наше время скорость изменения ситуации в экономике, управлении, промышленности, сфере услуг и других сферах деятельности такова, что период полураспада компетенций специалиста оценивается в 3–5 лет. Постоянной самостоятельной работы специалиста с потоками профессиональной информации уже оказывается недостаточно для поддержания своих знаний на необходимом уровне. Современный специалист вынужден регулярно обращаться к услугам профессиональных обучающих центров, специализирующихся на сборе и обработке нового материала в различных сферах и методах донесения этого материала до своих учащихся. Потребности рождают предложение. Интернет сегодня плотно заполнен предложениями по обучению и повышению квалификации во всех сферах. Не страшно, если подходящего семинара обнаружить не удается, обучающие центры открыты для предложений новых тем и программ.

О ситуации на рынке повышения квалификации мы решили поговорить с президентом группы компаний ЦНТИ «Прогресс» Дмитрием Чудиновым.

– Дмитрий Игоревич, в чем особенность современной системы повышения квалификации?

– В быстро меняющемся мире, когда знания обновляются каждые 3–5 лет, проблема обеспечения предприятий и организаций актуальной профессиональной информацией является ключевой. От актуальности знаний сотрудников зависит успешность бизнеса, эффективность работы муниципальных и государственных предприятий, проведение в стране реформ и реализация национальных проектов в сфере здравоохранения, муниципального управления, строительства, ЖКХ. Специалисты любой отрасли сегодня обречены учиться всю жизнь.

Современная система повышения квалификации основана на практико-ориентированном обучении.

Ред.: В далеком прошлом остались курсы повышения квалификации советского периода, когда преподаватели зачастую могли годами монотонно читать одну и ту же лекцию, а слушатели воспринимали учебу исключительно как возможность отдохнуть. Сегодня ни преподаватели, ни учащиеся не могут себе позволить тратить время впустую.

За последние двадцать лет рыночных реформ на рынке образовательных учреждений остались только действительно профессиональные команды, способные предложить бизнесу и организациям востребованные учебные продукты.

– Расскажите подробнее о ЦНТИ «Прогресс».

– Этой весной «Прогресс» отметил свое 15-летие. На сегодняшний день «Прогресс» занимает лидерские позиции в области разработки и проведения практико-ориентированных семинаров, обучив за эти годы почти 200 тысяч специалистов различных отраслей. Почти 60% слушателей обращаются к нам повторно. За 15 лет сформировался широкий круг наших постоянных клиентов – компаний, которые присылают своих сотрудников и заказывают специальные образовательные курсы снова и снова. Многолетнее сотрудничество свидетельствует о том, что информационный продукт, создаваемый в «Прогрессе», соответствует возрастающим требованиям рынка, что обеспечивается актуальностью информации и профессиональным уровнем наших лекторов, практической направленностью курса, соотнесенностью с целями и задачами заказчика.

Вынося за скобки профессионализм преподавателей и актуальность новой информации как непреложные характеристики семинаров, можно говорить о том, что слушатели из других городов высоко ценят качество собственного учебного комплекса «Прогресса», учебную инфраструктуру и сопутствующие обучению сервисы. Все 25 аудиторий Учебного центра оснащены современным презентационным мультимедийным оборудованием. Продуманный интерьер создает атмосферу для творческой работы. К услугам слушателей – компьютеры в свободном доступе и бесплатная услуга Wi-Fi.

Кроме Петербурга, у «Прогресса» уже есть учебные площадки в Москве и Новосибирске, планируется открытие филиалов в городах центральной и восточной Сибири, но сегодня корпоративные семинары могут быть организованы по желанию клиента во всех городах России – там, где работают наши слушатели.

Ред.: – Широкий спектр сфер и тем образовательных программ предлагают все ведущие центры повышения квалификации. Это, пожалуй, основное отличие образовательных учреждений, нацеленных на повышение квалификации, от традиционных учебных заведений, считающих себя призванными дать фундаментальную подготовку по ограниченному ряду дисциплин. Хотя сегодня высшие учебные заведения активно выходят на рынок с краткосрочными курсами повышения квалификации, склонность к академическому подходу остается их фирменным знаком.

– Ваш Центр предлагает необычайно широкий спектр образовательный курсов.

За 15 лет «Прогресс» создал команду, которая предлагает рынку самый богатый тематический набор программ семинаров. Нашими специалистами разработано более 900 учебных программ. Профессионал любой области может найти в «Прогрессе» необходимые для себя практические знания и опыт. Каждый наш семинар уникален и делается по суперсовременной технологии. Обучение ведут почти 2 тысячи преподавателей: представители науки и бизнеса, лучшие профессионалы, практикующие специалисты.

– Как происходит создание учебных программ? В чем особенности подхода вашего Центра?

– На рынке всегда существует потребность в практических, прикладных знаниях. В свое время мы поняли, что необходимо соединять профессиональные знания с их потребителями, и мы практически создали новую профессию – специалист по работе с информацией, разработчик программ семинаров. Задача этих людей – управлять знаниями, то есть понять, уловить, в какой информации сейчас существует потребность, где взять это знание и как его донести до потребителя.

Специализация «Прогресса» заключается в создании системы анализа и структурирования новых знаний, умения уложить их в ту форму, которая максимально способствует практическому использованию. Практикам невозможно учиться по книжкам: пока ее написали, пока ее издали – информация уже устарела. А каждый семинар «Прогресса» уникален и создан оперативно по суперсовременной технологии. Наш секрет – в умении добыть и структурировать востребованную информацию. Сначала мы осуществляем системный анализ актуальных вопросов рынка, изучая встречные позиции носителей знания и его потребителей. Далее следует дизайн программы конкретного семинара и упаковка его в привлекательную и удобную для потребителя форму. Процессу разработки и проведения семинара сопутствуют консалтинг и постоянный структурный анализ.

Носителями знаний становятся практики в различных сферах деятельности, пришедшие в определенный момент к преподаванию: инженеры, юристы, финансисты, врачи, профессионалы в области IT, строительства, энергетики, менеджмента, организации образования, преподаватели высшей школы, муниципальные и государственные чиновники. С «Прогрессом» сотрудничают более 2 тысяч преподавателей.

Наши семинары адресованы самым различным группам персонала компаний: специалистам и руководителям структурных подразделений, руководителям предприятий. Среди участников семинаров – технические специалисты (технологи, инженеры, энергетики, специалисты по экологической безопасности), юристы, финансисты и бухгалтеры, директора заводов, торговых комплексов, библиотек, школ, спортивных комплексов, архивариусы, начмеды, владельцы предприятий малого бизнеса, звукорежиссеры, PR-менеджеры и многие другие.

За 15 лет «Прогресс» собрал команду, которая предлагает рынку самый богатый тематический набор программ семинаров. Мы создали систему профессионального общения специалистов и руководителей, сеть эффективных межотраслевых, междисциплинарных контактов по обмену опытом.

Каждый семинар для нас – это новый проект, в работе над которым мы оттачиваем технологии общения с клиентами и партнерами.

Сегодня наши усилия направлены на настройку и усовершенствование бизнес-процессов «Прогресса», регулирующих все этапы создания программы семинара и его проведения. Это комплекс задач: от подбора преподавателей необходимой квалификации до подготовки сотрудников, работающих с клиентами на всех стадиях процесса; от создания и продвижения информационного продукта до проведения семинара и обслуживания его участников.

– В своих выступлениях вы часто говорите о Центре, как об объединяющей сети. Поясните вашу мысль.

– Многопрофильный учебный центр должен функционировать на принципах сети, ведь и современная экономика – это сетевая экономика. Мы модерируем контакты людей, которые хотят получить профессиональные знания. Наш Центр в совокупности с нашими партнерами и клиентами функционирует как сеть. В этом утверждении есть некоторая доля условности, но в сущности это так.

Технологии «Прогресса» по модерированию этой сети уникальны: за 15 лет сеть объединила широкий круг экспертов, преподавателей – носителей актуальных знаний и десятки тысяч российских компаний и организаций, участвующих в обмене опытом и информацией. Деловые и партнерские связи нашего центра охватывают всю Россию, а также Казахстан, Белоруссию, Украину, Узбекистан. Компетенция каждого специалиста «Прогресса» по разработке учебных программ включает высокую степень его профессиональной информированности, умение ориентироваться в новом, знать и предвидеть потребности и задачи целевой группы.

– Расскажите о корпоративных программах Центра.

– Корпоративные программы создаются специально по заказу и в сотрудничестве с предприятиями и организациями. Это высший пилотаж системы повышения квалификации. Специфика создания информационного продукта по заказу состоит в том, что информационная потребность может формулироваться одними людьми, а собственно участниками процесса обучения являются другие. Очень важно осуществлять все коммуникации с предприятием-клиентом таким образом, чтобы ожидания заказчика были четко сформулированы и правильно поняты. В этом залог эффективности коммуникаций и соответствия результатов обучения ожиданиям.

В ряде случаев отправной точкой разработки корпоративного учебного курса является тема открытых семинаров, в других случаях – это уникальная программа, создаваемая для решения конкретной задачи конкретного предприятия. Корпоративные программы необходимы для реализации проектов, связанных с уникальными задачами предприятия и новыми технологиями, инновациями или оптимизацией бизнес-процессов. Именно программы, созданные специально для решения конкретных задач предприятия, способны максимально вовлечь в процесс обучения всех слушателей и обеспечить эффективное развитие компании. Обучение в корпоративных программах позволяет компании повысить уровень управляемости и качество менеджмента знаний и, как результат, увеличить интеллектуальный капитал компании. Корпоративные программы гарантируют конфиденциальность и информационную безопасность компании: цели и задачи компании останутся закрытой информацией, что невозможно на открытых семинарах.

Корпоративное обучение повышает общий уровень компетенции персонала, а также обеспечивает адекватное распределение компетенций внутри команды: позволяет избежать концентрации знаний у ограниченного круга лиц, что снижает риски, связанные с ротацией персонала. Во время корпоративного семинара повышается сплоченность коллектива, укрепляются навыки работы в команде.

Также преимущество корпоративных программ в том, что предприятие имеет возможность обучить большее число сотрудников с меньшими затратами; выбрать удобное время, продолжительность и график корпоративного обучения; определить предпочтительное место проведения корпоративного семинара: на предприятии или в городе без отрыва от производства или в Учебном комплексе «Прогресса».

В специальной программе, созданной по корпоративному заказу, учитывается профессиональный и должностной состав аудитории. Угол зрения на проблему обуславливается конкретными планами стратегического развития компании, профессиональными задачами слушателей и менеджмента компании-заказчика.

«Прогресс» создает корпоративные учебные курсы для различных групп персонала предприятий различных отраслей экономики, государственного и муниципального управления, социальной сферы: от рабочих профессий до руководителей структурных подразделений и топ-менеджеров.

– Можно ли привести пример практической направленности семинаров «Прогресса»?

– «Прогресс» сегодня проводит семинары и курсы повышения квалификации по 40 отраслевым направлениям, основные их которых: промышленность, экология, строительство, инженерные сети, энергетика, IT, связь, менеджмент, HR, финансовый менеджмент, государство и право, медицина, культура, образование. Главный принцип и достоинство семинаров и учебных программ – актуальность и практическая направленность.

Последние годы очень востребованы семинары «Прогресса» по медицинской тематике. Во многих сферах в России существует глубокая неадекватность образования практике рынка. В области медицины это видно отчетливо: не существует подготовки начмедов, старших сестер – позиций, без которых деятельность современной больницы невозможна. Партнерские отношения «Прогресса» с лечебными учреждениями позволяют проводить учебы и практико-ориентированные семинары в полевых условиях, с привлечением практиков, добившихся успеха в своем деле. Профессиональные контакты приехавших со всей страны специалистов-медиков друг с другом и их знакомство с лучшим отраслевым опытом на примере конкретного медицинского учреждения создают новое качество знания. Такая динамическая организация, как «Прогресс», в отличие от более инертных государственных институций восполняет несовершенства системы образования страны.

– Каковы продолжительность и форматы учебных курсов?

– Продолжительность курса может быть любой – от трех дней до трех недель и более, что обуславливается целым рядом параметров: бизнес-задачей курса, подготовленностью аудитории, тематикой и уровнем ее сложности. Мы создаем синтетический информационный продукт, который включает в себя, если требуется, и теоретические основы, и бесценный практический аспект, и сопутствующие междисциплинарные составляющие.

Основная масса специалистов выбирает учебные программы от одного до трех-четырех дней. Такая продолжительность учебной программы обычно достаточна, чтобы актуализировать имеющий профессиональный багаж за счет новых знаний и обмена опытом.

В арсенале «Прогресса» различные формы обучения: семинары и лекции, круглые столы и профессиональные дискуссии, вебинары и онлайн-конференции. В каждом из названных видов обучения уделяется большое внимание живому общению в неформальных формах: профессионалы высоко ценят возможность непосредственного контакта с коллегами в кулуарах Учебного центра.

Существуют программы, предусматривающие выполнение домашних занятий. Их обсуждение позволяет участникам семинаров получить практику личного выступления, слушать коллег и видеть проблему под другим углом зрения. Живое общение с преподавателем и коллегами – один из действенных инструментов овладения информацией, оно является существенной характеристикой семинаров «Прогресса».

Ред.: В арсенале учебных центров можно найти самые разные форматы учебных курсов. Для многих организаций, особенно в сфере массового обслуживания и торговли, актуальной формой повышения квалификации являются тренинги персонала. Часто такие тренинги проводятся в нерабочее время в течение нескольких дней.

Для повышения квалификации значимых для компании специалистов учебные центры предлагают длительные программы, например, четыре дня в месяц в течение полугода. Смыкается с классическими формами образования модульная система, в которой специалист должен пройти обучение по нескольким модулям, предусматривающим как семинарские занятия, так и самостоятельную работу. Освоение программы может длиться полгода, и год, и даже больше, что уже сравнивается с продолжительностью полноценной программы МБА.

Количество форматов обучения по длительности, методу, направлениям сегодня велико как никогда, что, с одной стороны, повышает доступность актуализации знаний, с другой, создает проблему выбора наиболее подходящего курса.

– Бывают ли случаи, когда ожидания слушателей или руководства предприятия не оправдываются?

Совпадение ожиданий и результатов гарантируется точным определением целей учебы.

Могу предположить, что причиной неудовлетворенности руководителя компании результатами обучения сотрудников могут стать отсутствие мотивации участника семинара или неточный выбор тематики и уровня семинара.

Для того чтобы результат обучения соответствовал ожиданиям, эти ожидания должны быть четко осознаны, сформулированы и вербализированы заказчиком. Тогда будет правильно выбрана тема открытого семинара или адекватно построена специальная программа корпоративного курса.

Безусловно, критериями успешности курса обучения являются собеседования, зачеты и тестирования, проводимые в рамках семинаров. Принцип равенства ответственности за эффективность обучения и принцип нацеленности на результат реализуются в живом контакте с преподавателем. Гарантией качества учебного курса служит длительность пребывания компании на рынке. В нашем случае, это качество уже оценили те двести тысяч профессионалов России, которые прошли обучение в «Прогрессе» в течение пятнадцати лет.

– Сейчас широко распространено совмещение учебных курсов с культурной программой или курортным отдыхом. Как вы к этому относитесь?

Пребывание наших слушателей в Петербурге должно стать ярким с любой точки зрения. Вся учебная инфраструктура направлена на максимальную эффективность курса. Кроме того, досуг и психологический настрой слушателей – тоже наша забота. Для участников семинаров мы организуем кофе-брейки и обеды. Слушатели могут принять участие в обзорных автобусных экскурсиях по Санкт-Петербургу и пригородным дворцовым ансамблям: Павловску, Царскому Селу, Петергофу. Каждый слушатель получает возможность выбрать культурную программу, соответствующую его вкусам и желаниям.

Все дни с каждой группой работают администраторы, готовые оказать содействие во всех вопросах: от установления деловых контактов и организации встреч до решения бытовых вопросов и консультаций – от истории Петербурга до новинок fashion-индустрии. Выработанная за 15 лет корпоративная культура «Прогресса» делает коммуникации на всех уровнях эффективными и клиентоориентированными.

Если говорить о новых впечатлениях, то необходимо вспомнить также об учебных программах «Прогресса», проводимых за границей – это отраслевые семинары, стажировки для руководителей различного уровня, корпоративные курсы. «Прогресс» предлагает, например, поездки в Швецию для изучения шведской модели социальной защиты населения и особенностей решения правовых споров с зарубежными партнерами. В ОАЭ слушатели могут ознакомиться с особенностями процессов управления. Китай сегодня предоставляет примеры успешной комплексной застройки городских территорий, организации строительства и контроля качества строительно-монтажных работ, автодорожного строительства.

«Прогресс» готов организовать учебные семинары на круизных лайнерах на Балтике, на знаменитых курортах – Лазурном берегу, Бали, Канарских островах. Выбор за клиентом.

Ред.:

Пример ЦНТИ «Прогресс» показывает, какие огромные ресурсы повышения квалификации открыты перед специалистами практически всех сфер деятельности и должностных уровней. Финансовый кризис последних двух лет затормозил скорость роста числа слушателей, но не изменил общей тенденции превращения учебных программ в мощный резерв роста индивидуальных компетенций и возможностей коллектива целых компаний. Стремительное расширение тем семинаров позволяет обеспечить всё более точное соответствие между потребностями в знаниях и возможностью найти ответы на актуальные запросы. Учебные центры активно расширяют географию проведения семинаров. Сегодня в большинстве крупных промышленных центров можно получить требуемые знания без отрыва от работы. Но всё-таки перспектива сменить образ жизни хотя бы на несколько дней остается слишком заманчивой и желанной для сотрудников, чтобы пренебрегать этим средством повышения мотивации персонала и лояльности к фирме.

Справочник по управлению персоналом, №8, 2011 год