Как превратить начальника и подчиненного в бизнес-партнеров

Форум HRНа прошедшем в Петербурге HR-форуме «Успех компании как результат эффективной кадровой политики», на который собрались ведущие специалисты из самых разных регионов России, обсуждался целый ряд вопросов. В том числе была предоставлена возможность поделиться опытом формирования здоровой атмосферы в трудовом коллективе и вовлеченности персонала в достижение конечного результата. Об этом, в частности, шла речь на круглом столе на тему «Работодатель и работник: искусство взаимопонимания».

В просторном конференц-зале учебного комплекса ЦНТИ «Прогресс» свободных мест почти не было. Действительно, проблема весьма актуальная, и по ходу дискуссии многие HR-специалисты не только задавали спикерам вопросы, но в той или иной степени дополняли их примерами из собственной практики, обсуждали конкретные ситуации.

По мнению координатора форума Юлии КОРОБКО, в нынешней непростой экономической ситуации успех каждой компании напрямую зависит от эффективной кадровой политики. Поэтому она предложила рассмотреть пути повышения роли службы персонала на современном предприятии, возможности мотивации сотрудников, направления работы по повышению степени лояльности сотрудников и др.

Тем более что ситуация далека от идеальной. В частности, были приведены данные недавнего исследования кадрового агентства «1000 Кадров». В сегменте «синих воротничков» в Петербурге и Ленинградской области все более ощутимым становится разрыв между ожидаемой и реальной заработной платой. У отдельных категорий работников он достигает 31%. Причем максимальная разница отмечена у представителей самой молодой возрастной группы (от 18 до 23 лет) и у женщин – 30% и 31% соответственно. Это существенно превышает показатели 2010 года и может привести к росту социальной напряженности на рынке труда. Словом, работать есть над чем.

В то же время выступающие говорили о явной недооценке роли кадровой службы в решении задач, стоящих перед компанией, предприятием или организацией. На этой проблеме подробно остановилась руководитель офиса SHL Russia – Business Psychologists Ltd Ольга РАБКИНА. По ее словам, во многих компаниях руководство считает HR-службу вспомогательным подразделением с «не совсем понятными функциями». Обычное явление, когда линейные менеджеры признают за ней лишь поддерживающую функцию буфера между работодателем и работником. Или сводят ее задачи к «бумаго-обороту», а сложные проекты для реальной оценки эффективности отделов персонала считают слишком затратными и игнорируют. При таком подходе все дополнительные затраты на HR-службу воспринимаются топ-менеджерами как нерациональные.

По данным исследования, проведенного SHL в 500 компаниях, только в 51% HR-служб собирают данные, чтобы показать руководству обоснованность инвестиций в свое подразделение. То есть там сотрудники отделов персонала понимают, насколько важно подтвердить свой вклад в общий результат компании. В России таких компаний только 10% от общего количества. Хотя есть проверенные методики и обученные специалисты – было бы желание их привлечь.

В условиях нынешней нестабильности рынка возрастает роль мотивации персонала. Разработка новых способов – задача не только HR-специалистов. Решить ее можно только при активной поддержке топ-менеджмента. Более того, оптимальный вариант, когда инициатива исходит от руководства компании – оно дает «добро», а сотрудники отдела персонала «шлифуют» детали проекта по мотивации и реализуют его.

Причем это должна быть работа как на ближайшую, так и на отдаленную перспективу. Но, к сожалению, пока HR-стратегия прописана только у 30% московских компаний и у 18% петербургских.

Хотя ситуация постепенно меняется. Все больше работодателей осознают, что персонал – это стратегический ресурс компании, от которого зависит успех бизнеса. Особенно сегодня – в условиях острой нехватки квалифицированных инженерно-технических и рабочих кадров. Объективно приходится вкладывать деньги в обучение персонала, а потом нужно стараться удержать подготовленных сотрудников – конкуренция на рынке труда все жестче.

По мнению генерального директора ООО «Профессионал Точка ру» Натальи БОЧАРОВОЙ, всесторонняя вовлеченность сотрудников в производственный процесс и их нацеленность на конечный результат являются мощным ресурсом для повышения эффективности бизнеса. В таких компаниях, как правило, высокая степень доверия к персоналу со стороны руководства, низкая текучесть кадров, растет производительность труда и, следовательно, повышаются финансовые показатели.

«В этих коллективах на людей почти не влияет изменение бизнес-среды, – считает Наталья Бочарова. – Давно замечено: там, где трудовые отношения стабильно хорошие, зарплаты могут быть на 10–15% ниже, чем в среднем по рынку, а работники все равно оттуда не уходят в поисках лучшей доли. Это доказывает, что решить проблему вовлеченности можно не только материальными стимулами: должны быть задействованы и нематериальные факторы. Тем более сейчас, когда зачастую просто нет средств на повышение зарплат или расширение социального пакета».

В качестве примера на круглом столе были приведены результаты исследования компании Aon Hewitt, которая оценила экономические потери в ряде зарубежных фирм от негативного отношения сотрудников к работодателю. В частности, незаинтересованный в бизнес-процессе сотрудник ежегодно стоит компании 30 тысяч долларов. Такие потери компания несет от снижения эффективности работы – у человека просто нет стимула трудиться с полной отдачей. Уволить и взять другого? Но замена сотрудника приводит к существенным финансовым потерям, соразмерным его 18 окладам (расходы на подбор, адаптацию, обучение и др.). Иными словами, лучше по-настоящему поработать с теми, кто есть, а не начинать каждый раз сначала.

По мнению участников круглого стола, в успешной компании активно работают над созданием корпоративных ценностей, стремятся всем коллективом заложить традиции. Кризис показал: дела там идут лучше, где рядом трудятся не начальники и подчиненные, а бизнес-партнеры, заинтересованные в общем результате. В развитых странах это давно поняли, и тут нам есть на кого равняться. Радует, что и во многих российских компаниях все увереннее идут по этому пути.

Петр НИКОЛАЕВ

Газета "Вакансия", 12.12.2011