Не нахлебник – партнер. Служба персонала компании способна сделать бизнес более эффективным

Можно согласиться с государственными службами занятости, которые отмечают, что безработица, по крайней мере для Петербурга и Ленинградской области, сегодня не является тяжелой проблемой. И процент незанятых сегодня ниже, чем когда бы то ни было, и вакансий в банке данных существенно больше официально зарегистрированных безработных, так что человек имеет шанс найти новое место, пусть и не во всем его устраивающее. Однако многие компании, действующие на рынке труда, их аналитики, специалисты по персоналу утверждают, что процессы, происходящие на этом рынке, далеки от благополучных.
Да и сами службы персонала не во всем соответствуют требованиям дня...

О взаимоотношениях работников и работодателей в условиях острой нехватки квалифицированных инженерно-технических и рабочих кадров, о промахах и задачах HR-служб шла речь на форуме «Успех компании как результат эффективной кадровой политики» в ЦНТИ «Прогресс». В нестабильной экономической ситуации, говорили участники обсуждения, успех компании напрямую зависит от эффективной кадровой политики. Обсуждали, что может сделать служба персонала на современном предприятии, в частности, для мотивации сотрудников.

В кадровом сегменте «синих воротничков» в Петербурге и Ленинградской области все сильнее увеличивается разрыв между ожидаемой и реальной заработной платой. У отдельных категорий работников он достигает 31%. Таковы результаты ежегодного исследования мотивации кандидатов, которое проводит агентство «1000 КАДРОВ». Генеральный директор этого агентства Мария Маргулис также рассказала, что максимальная разница отмечена у представителей самой молодой возрастной группы (от 18 до 23 лет) и у женщин. Это 30% и 31%, соответственно, что существенно превышает показатели 2010 года. Такая ситуация, выражает опасение Мария, может привести к росту социальной напряженности на рынке труда нашего региона.

Что же делать? Предприятиям следует более гибко подходить к стимулированию труда сотрудников, советует М. Маргулис, чаще обращаться и к нематериальным факторам.

В нынешних непростых финансово-экономических условиях службы персонала должны активнее предлагать руководству компаний новые механизмы мотивации работников, соглашается с коллегой руководитель российского офиса компании SHL Ольга Рабкина. Дело HR-специалистов – разрабатывать новые способы этой самой мотивации. Но это возможно только при активном бизнес-партнерстве топ-менеджмента и службы персонала. Однако именно такого партнерства не хватает сегодня ряду предприятий.

Руководители многих компаний не вполне серьезно относятся к службам персонала, считая их чисто вспомогательным подразделением, а HR-проекты – делом затратным. Отчасти это происходит потому, что и сами HR-проекты, у которых нет критериев эффективности, порой плохо подготовлены и не учитывают специфику бизнеса, отмечает Ольга. По собственным исследованиям SHL, только 51% HR-служб зарубежных компаний собирают данные, чтобы показать руководству обоснованность инвестиций в персонал. Это значит, что лишь в половине компаний мира кадровые службы нацелены на результат. В России таких компаний вообще только 10%.

Практика же показывает, что там, где относятся к деятельности HR-отдела как к бизнес-партнерству, ситуация прямо противоположна. Специалисты по персоналу выступают как эксперты рынка и предлагают эффективные решения в конкретной ситуации исходя из потребностей бизнеса, напоминает О. Рабкина.

С коллегой согласилась генеральный директор ООО «Профессионал точка ру», руководитель НR-клуба «Как делать» Наталья Бочарова. Вовлеченность сотрудников в производственный процесс, утверждает Наталья, – мощный ресурс эффективности и результативности бизнеса.

Там, где есть вовлеченность работников в бизнес-процесс и высока степень доверия к людям со стороны руководства, меньше текучесть кадров, выше производительность труда и, как итог, – рентабельность всего предприятия. У таких компаний более высокая устойчивость и к изменениям бизнес-среды, подчеркнула Наталья.

И даже такое есть наблюдение. Там, где трудовые отношения стабильно хорошие, зарплаты могут быть на 10 – 15% ниже, чем в среднем по рынку. Люди ценят не только материальные стимулы.

К слову, о стимулах нематериальных. Бизнес-сообщество, отмечает Н. Бочарова, начинает уделять им все большее внимание. По результатам исследования компании Aon Hewitt, которая оценивала экономические потери в ряде зарубежных фирм, – незаинтересованный в бизнес-процессе сотрудник ежегодно стоит компании 30 тысяч долларов. Потери именно на такую сумму компания несет от снижения эффективности работы человека. А замена на другого сотрудника в этом случае приводит к финансовым потерям, соразмерным его 18 окладам (расходы на подбор, адаптацию и обучение).

Словом, сегодня для успешного развития бизнеса руководству компаний следует выстраивать партнерские отношения со своими сотрудниками. Таков общий итог, к которому пришли участники форума.

Инна ИВАНОВА
«Санкт-Петербургские ведомости»  № 229  от  05.12.2011