Служба персонала как бизнес партнер

ТрудоваяО взаимоотношениях работников и работодателей в условиях острой нехватки квалифицированных инженерно-технических и рабочих кадров говорили в Петербурге HR-специалисты в рамках профессионального форума "Успех компании как результат эффективной кадровой политики" в ЦНТИ "Прогресс". Ситуация на рынке труда в Петербурге и Ленобласти, по мнению экспертов, далека от благополучной.

Так, генеральный директор агентства "1000 КАДРОВ" Мария Маргулис рассказала, что в кадровом сегменте "синих воротничков" в Петербурге и Ленобласти сегодня все более увеличивается разрыв между ожидаемой и реальной заработной платой. У отдельных категорий работников он достигает 31%.

Максимальная разница отмечена у представителей самой молодой возрастной группы (от 18 до 23 лет) и у женщин: 30% и 31% соответственно, что существенно превышает показатели 2010 года. По мнению эксперта, такая ситуация может привести к росту социальной напряженности на рынке труда.

Руководитель российского офиса компании SHL Ольга Рабкина также полагает, что в сложных экономических условиях службы персонала должны активнее предлагать руководству компаний новые механизмы мотивации работников. Но как сделать эффективной работу HR-службы?

Ольга Рабкина отметила, что во многих компаниях топ-менеджеры считают HR-службу вспомогательным подразделением с "не совсем понятными функциями", а сложные для оценки HR-проекты считают слишком затратными. Отчасти это происходит потому, что и сами HR-проекты, у которых нет критериев эффективности, плохо подготовлены, не учитывают специфику бизнеса. Обычное явление, когда линейные менеджеры признают за службой персонала лишь поддерживающую функцию буфера между работодателем и работником. При таком подходе все затраты HR-отдела будут восприниматься руководством компании как убытки.

По собственным исследованиям SHL, только 51% HR-служб зарубежных компаний собирают данные, чтобы показать руководству обоснованность инвестиций в HR. Это значит, что лишь в половине компаний мира службы персонала нацелены на результат. В России таких компаний только 10%.

Если же рассматривать деятельность HR-отдела как бизнес-партнерство, то ситуация становится прямо противоположной. В этом случае специалисты по персоналу выступают как эксперты рынка и предлагают конкретные решения в конкретной ситуации, исходя из потребностей бизнеса.

В условиях нестабильности рынка возрастает роль мотивации сотрудников компаний и организаций. Разработка новых способов мотивации - задача HR- специалистов, но это возможно только при активном бизнес-партнерстве топ-менеджмента и службы персонала и при инициативе руководства компании.

С этим согласна генеральный директор ООО "Профессионал точка ру", руководитель НR-клуба "Как делать" Наталья Бочарова. По ее мнению, вовлеченность сотрудников в производственный процесс является мощным ресурсом для эффективности и результативности бизнеса.

В тех компаниях, где есть вовлеченность работников в бизнес-процесс и высокая степень доверия к ним со стороны руководства, снижается текучесть кадров, растет производительность и, следовательно, выручка и рентабельность организации. У таких компаний более высокая устойчивость к изменениям бизнес-среды - подчеркнула Наталья Бочарова. Примечательно, что там, где трудовые отношения стабильно хорошие, зарплаты могут быть на 10-15% ниже, чем в среднем по рынку. Это доказывает, что решить проблему вовлеченности работника можно не только материальными стимулами: сотрудники высоко оценивают и нематериальные факторы.

Газета "ПРОФЕССИЯ" № 143 (1425) /12.12.2011 - 14.12.2011