Цикл отраслевых статей по газоснабжению. Статья 2

Совместный проект ЦНТИ Прогресс и журнала «Коммунальный комплекс России» - цикл отраслевых статей по газоснабжению.

Цикл статей описывает практические проблемы, возникающие на всех стадиях работ по подключению новых объектов к сетям газораспределения: от заключения договора, оценки сроков и стоимости подключения до осуществления проектных и строительно-монтажных работ.

Автор статей - преподаватель курсов по направлению «Газоснабжение» ЦНТИ Прогресс - Лебедев Арсений Сергеевич, заместитель начальника проектно-строительного управления ГРО «ПетербургГаз», государственный эксперт.

Подготовка договора подключения к газораспределительным сетям

В статье раскрываются детали первого этапа взаимодействия ГРО и заявителя – формирования договора о подключении и работ, связанных с ним, в том числе оценка полноты и достоверности исходно-разрешительной документации при подаче заявке на подключение, определение возможности и ограничений подключения и параметров договора, предварительная технико-экономическая оценка мероприятий подключения, тарификация стоимости подключения.

Полнота исходных данных

Вопрос достоверности, полноты, всеобъемности и разумности при подаче заявки на технические условия и договор о подключении является одним из наиболее острых в случае рассмотрения споров между газораспределительной организацией и потребителем. Разработчики Постановление Правительства РФ № 1314 от 30.12.2013 «Об утверждении правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» попытались минимизировать риск для конечных потребителей газа в части бюрократических лазеек на отклонение подаваемого набора данных. Тем самым они фактически легитимизировали процессы представления мнимых сведений, газификации объектов последовательного владения и мероприятий искусственного занижения (реже – завышения) номинального газопотребления объектов.

Технические условия в современной терминологии являются предварительным документом, описывающим состояние сети ГРО до момента предоставления услуги о подключении. Это порождает эффект двойственности при подаче исходных данных, который мы рассмотрим на примере. П. 7 и п. 8 ПП № 1314 содержат следующие требования об исходных данных, подаваемых заявителем при запросе технических условий:

7. Запрос о предоставлении технических условий должен содержать:

  1. полное и сокращенное (при наличии) наименования заявителя, его организационно-правовую форму, местонахождение и почтовый адрес (для юридического лица) либо фамилию, имя, отчество, место жительства и почтовый адрес (для физического лица (индивидуального предпринимателя);
  2. планируемый срок ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства (при наличии соответствующей информации);
  3. планируемую величину максимального часового расхода газа (мощности) отдельно по различным точкам подключения (если их несколько) с обоснованием необходимости подключения нескольких точек.

8. К запросу о предоставлении технических условий прилагаются следующие документы:

  1. копии правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором располагается (будет располагаться) принадлежащий заявителю объект капитального строительства (далее – земельный участок);
  2. ситуационный план расположения земельного участка с привязкой к территории населенного пункта;
  3. расчет планируемого максимального часового расхода газа (не требуется в случае планируемого максимального часового расхода газа не более 5 м3);
  4. доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя (в случае если запрос о предоставлении технических условий подается представителем заявителя).

Отбросив формальности, связанные с требованиями общего гражданского законодательства в части документооборота, обратимся к конкретным проблемным пунктам.

Планируемый срок ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства – данная норма хоть и не является обязательной, исполняет роль некого стартового флага для пожеланий заявителей. Требуя от владельца объекта (при наличии) информацию о сроках его запуска, он получает ложный сигнал о мнимой возможности подключения объекта в желаемые (для него) сроки. Фактически же данная норма деморализует обе стороны, скрывая за желаниями заявителя фактические требования закона (ПП № 1314, п. 29–30).

Планируемая величина максимального часового расхода газа (мощности) отдельно по различным точкам подключения (если их несколько) с обоснованием необходимости подключения нескольких точек – норма, нелепо выглядящая в отношении заявителя, но вполне разумно дающая возможность ГРО как искусственно затянуть процесс рассмотрения самой документации, так и выставить дополнительные требования к полноте и содержанию документации, техническое наполнение которой может находиться вне рамок компетенции заявителя.

Здесь имеется в виду, что, во-первых, планируемый объем газопотребления, истребуемый заявителем на первичных предпроектных стадиях, при определении его силами самого заявителя без привлечения ГРО (будет рассмотрено далее в статье) или иной специализированной организации, становится миной замедленного действия при фактической неопределенности с уровнем и глубиной газификации объекта.

Во-вторых, необходимость нескольких точек подключения, даже в простейшем варианте (рис. 1), ставит заявителя в оценочную позицию собственной газификации при отсутствии вариантности обоснования оной силами самой ГРО (в том числе, с учетом противоречий по иным нормативам, например п. 8.1.2 ГОСТ 55472-2013).


Рис. 1. Опциональность выбора нескольких точек подключения в пользу одного ЗУ.

Копии правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором располагается (будет располагаться) принадлежащий заявителю объект капитального строительства (далее – земельный участок) – несколько нормативных неопределенностей, содержащихся в данном положении, позволяют ГРО оптимизировать собственную работу в части повышения эффективности параметров планируемого договора. А именно:

  • правоустанавливающие документы, предоставляемые заявителем, не могут и не должны содержать в себе сведений о степени достоверности. В частности, нормативные положения ПП № 1314 не предъявляют требований к заявителю об актуализации правоустанавливающих сведений по времени подачи. Напомним, что согласно ст. 17 ФЗ-122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» только категорий правоустанавливающих документов на территории РФ существует не менее восьми. А согласно Приказу ФНС России от 13.01.2011 № ММВ-7-11/11 видов правоустаналивающих документов существует не менее 60. ПП № 1314 не конкретизирует и не разъясняет положения, согласно которым тот или иной документ заявителя дает возможность работы с его объектом недвижимости как с достоверно правомочным. У ГРО имеется не просто возможность, а жизненная необходимость проводить собственную правовую экспертизу представляемых сведений с выявлением конфликтов интересов или недостоверных (противоречивых) данных;
  • правоустанавливающие документы, предоставляемые заявителем, не могут и не должны содержать в себе сведений о степени актуальности. ПП № 1314 не конкретизирует срок, согласно которому «разбег» между сроком обретения прав на недвижимое имущество и сроком предоставления данных в ГРО. Посему именно у ГРО находится рычаг давления на их актуализацию. С учетом доступности базы данных ЕГРП по территории РФ, а также возможностей местных региональных геоинформационных систем давать сведения об объектах, в том числе календарными ритмами, ГРО имеет право и должно вести сличение данных заявителя с фактически установленными;
  • правоустанавливающие документы, предоставляемые заявителем, не могут и не должны содержать в себе сведений о разумности их предоставления. Обязательств о приемке сведений в конкретизированном виде подтверждения у ГРО по отношению к заявителю не возникает в рамках данного положения, равно как не возникает такового и у самого заявителя. Степень достоверности и грань ответственности по обоснованию предоставления тех или иных комплексных сведений – например, вложенность «здания – в ЗУ – в земли» (см. рис. 2) – определяется на стороне заявителя, но принимается в обращение ГРО.

Рис. 2. Опциональность выбора нескольких границ объектов подключения.

Ситуационный план расположения земельного участка с привязкой к территории населенного пункта – норма, не несущая в себе практической нагрузки, особенно с учетом требований Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости». Общедоступные сведения государственного кадастра недвижимости предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц, в особенности – в электронном виде (например, через механизмы публичной кадастровой карты). Таким образом, у ГРО есть еще один, хоть и слабый, но законодательно обоснованный мотив проверки достоверности сведений, поданных заявителем. Понятие «ситуационный план» не является составляющей проектной или рабочей документации, его шаткое определение дано лишь в положениях Росреестра (например, письмо от 16 февраля 2016 г. № 19-00221/16) и при несовпадении сведений государственных источников баз данных и данных заявителя последний становится заложником указанной неразберихи.

Расчет планируемого максимального часового расхода газа (не требуется в случае планируемого максимального часового расхода газа не более 5 м3) – положение, которое фактически нивелировало требования множества нормативных требований о подтверждении расхода. Далее – примеры.

П. 21 Постановления Правительства РФ «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» требует исполнения расчетных данных о потребности объекта капитального строительства в газе только для объектов непроизводственного назначения.

П. 8.1.3 ГОСТ 55472-2013 не дает конкретизированных сведений о нормах и требованиях, предъявляемых к таковым расчетам, и тем боле не предъявляет их к потребителю газа.

В связи с отменой совместного приказа Минэкономразвития РФ № 333, Минэнерго РФ № 358, ОАО «Газпром» № 101 от 15.10.2002 «Об утверждении порядка оформления решений об установлении видов топлива для предприятий и топливопотребляющих установок и перечня газоиспользующих установок и оборудования, для которых не требуется получать специальных разрешений на использование природного газа» в отношении данного требования сложилась крайне противоречивая практика. С одной стороны, ГРО не имеет возможности отклонять сведения, предоставляемые заявителем, ввиду отсутствия нормативных требований к ним. С другой стороны, заявитель несет на себе бремя ответственности за недостоверность сведений заниженного (реже – завышенного) расхода газа по предоставляемым сведениям, проверить качество которых он фактически не в состоянии.

Если рассмотреть п. 65 ПП № 1314, то в заявке о подключении (технологическом присоединении), направляемой от заявителя, ранее получившего технические условия, в адрес ГРО указываются дополнительные сведения. При этом необходимо обратить внимание на следующее.

Во-первых, дополнительно указывается наименование и местонахождение объекта капитального строительства, который необходимо подключить (технологически присоединить) к сети газораспределения. Это требование, не просто дублирует, но и усложняет процесс газификации для заявителя. Так, если за время, прошедшее с момента получения ТУ до момента подачи заявки на договор техприсоединения произошли изменения в районе строительства, его кадастровом квартале, участку присвоен местным органом власти (ФЗ-131, ст.14,16) почтовый адрес отличный от градостроительного по ГПЗУ ранее выданному по распоряжению местного органа власти или документах общего планирования территории, это будет являться формальным признаком несоответствия ранее выданных ТУ в отношении объекта таковым по договору ТП.

Во-вторых, дополнительно указывается характер потребления газа (вид экономической деятельности хозяйствующего субъекта – для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). Сам термин «характер потребления газа» отсутствует в отраслевой литературе. Его включение диктует двоякое отношение к объекту рассмотрения, так как для целей даже сугубо производственного потребления газа заявителем может и обязано выступать физическое лицо, если таковое является владельцем объекта газификации (п. 2 ПП № 1314). Обязательств по получению статуса индивидуального предпринимателя при этом у него не возникает.

Если рассмотреть п. 69 ПП № 1314, то к заявке о подключении (технологическом присоединении), направляемой исполнителю заявителем, ранее получившим технические условия, прилагаются и иные документы. Среди них:

  • ситуационный план расположения земельного участка с привязкой к территории населенного пункта (см. рассмотренный ранее п.7 ПП № 1314);
  • топографическая карта участка в масштабе 1:500 (со всеми наземными и подземными коммуникациями и сооружениями), согласованная с организациями, эксплуатирующими указанные коммуникации и сооружения – требование, практическая польза которого крайне сомнительна.

С одной стороны, Постановление Правительства РФ от 19.01.2006 № 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства» не содержит понятия «топографическая карта» или иные подобные. Содержащееся в нем понятие «инженерно-геодезические изыскания» и «топографическая съемка (план)» раскрываются в нормативе СП47.13330.2012 «Инженерные изыскания для строительства» (ввиду отсутствия в данный момент обособленного технического регламента об инженерных изысканиях). Здесь налицо путаница с понятием «топографическая карта», для которой характерен масштаб не крупнее 1:2000.

С другой стороны, наличие данной съемки в составе исходных данных заявителя как удорожает работы по общему проектированию, так и вносит сумятицу в процесс определения газопровода присоединения, поскольку срок действия таковых изысканий ограничен тремя годами фактического применения (СП 22.13330.2011 «Основания зданий и сооружений», прил. Е, табл. Е.1, п. 4).

Мероприятия первичной оценки

Один из наиболее важных факторов, оцениваемых подразделениями ГРО при рассмотрении поступившей заявки – это фактическая возможность присоединения и состояние сети до и после такового. В рамках самого постановления № 1314 данный фактор расценивается по определению «техническая возможность подключения» как, упрощенно говоря, состояние сети с сохранением условий газоснабжения ранее существовавших, подключенных и подключаемых по иным договорам ТП потребителей газа. Данное определение имеет массу трактовок, в частности, условия газоснабжения могут сохраняться при:

  1. а) сохранении категории давлении газа (свойства согласно п. 8.1.6 ГОСТ Р 55472-2013). С учетом реальных пропускных способностей трубопроводов и физических свойств природного газа при подключении объектов с расходами газа до 1/100 от общерайонного потребления на сетях среднего давления и до 1/50 от общерайонного потребления на сетях высокого давления вероятность выпада сети за категорию стремится к нулю. Таким образом, можно заявить, что для 75% потребителей, рассматриваемых региональными ГРО по сетям давлением выше 5,0 кПа изб., пропускная способность сети либо существует, либо будет существовать после мероприятий, не связанных с реконструкцией существующих или строительством новых источников газоснабжения;
  2. б) сохранении возможности подачи газа в сеть газораспределения (параметр свободного расхода на источнике, свойства согласно п. 8.1.4 ГОСТ Р 55472-2013). Таковое требование к сети лежит в основе мероприятий по расчету и поддержанию генеральных схем газоснабжения городов и поселений. С учетом того факта, что генеральные и оперативные схемы распределения газа в качестве результирующего показателя дают именно нагрузку на газораспределительные станции, и согласно статистике по СЗФО РФ степень их проектного износа в среднем составляет 70%, именно этот фактор позволяет определять фактическую готовность сети к подключению нового потребителя. Более того, материалы генеральных схем газоснабжения поселений зачастую формируют картину сети, при которой уже существующая ее конфигурация не позволяет ведение работы по подаче газа в проектных максимумах существующих потребителей (рис. 3);

Рис. 3. Развитие сети газораспределения в течение пяти лет эксплуатации с учетом возрастающей нагрузки подключаемых потребителей.

  1. в) гидравлической доступности связного подключения. С учетом того, что категория давления газопровода подключения не регламентируется текущей версией ПП № 1314, а сами сети низкого и среднего давления неразрывно связаны с сетями 1 и 2 категорий, а также пунктами редуцирования газа на них, пропускная способность последних является зачастую решающим фактором при определении возможности подключения потребителей. Ввиду того факта, что реконструкция ГРП больших пропускных способностей (>10000 м3/час) в городах численностью более 1 млн чел. фактически в два-три раза превосходит по срокам законодательно заданные сроки исполнения договора о подключении (в основном из-за административных барьеров согласования и утверждения ПД, с учетом требований приказа ОАО «Газпром» от 17 сентября 2010 г. № 239), именно этот фактор является определяющим при решении вопросов переустройства ГРП. И при невозможности таковой – вывода об отсутствии технической возможности газификации.

Несмотря на описанные факторы, необходимо также помнить и о том, что в рамках действующих нормативных документов существуют и иные способы (терминология) определения пропускной способности сети.

Технический регламент «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления» гласит: «Расчет газопровода на пропускную способность – расчет, целью которого является эффективное использование энергии природного газа при его транспортировании за счет определения оптимального соотношения перепада давления на участке газопровода и диаметра газопровода».

СТО «ГАЗПРОМ газораспределение» 12.2.2–1–2013 «Диспетчерское управление. Процессы. Процесс работы с данными. Определение пропускной способности, расчет свободных мощностей газопроводов»: «Пропускная способность сети газораспределения – предельно возможное количество газа, которое может быть передано в точки подключения потребителей за один час (при соблюдении граничных условий)».

Рассмотрев условия и критерии оценки, взглянем на технический инструментарий современной ГРО при оценке гидравлической картины сети. Нормативно эти процессы досконально и крайне подробно описаны следующими документами:

  • Общие технические требования на автоматизированную систему диспетчерского управления объектами газораспределительных систем (АСДУ ГС) ОАО «Газпромрегионгаз»;
  • Р Газпром 2-1.17-586-2011. «Типовые технические решения по автоматизации технологического оборудования»;
  • Р Газпром 2-1.17-584-2011. «ГРС. Типовые технические решения по созданию гидравлической модели системы газоснабжения»;
  • Р Газпром 2-1.17-720-2013. ГРС. «Типовые технические решения к построению электронных систем газоснабжения на базе электронных схем местности».

При изучении поступившей информации об объекте от заявителя одна из основных задач ГРО – рассмотреть не только номинально возможную и требуемую сумму мероприятий подключения по ПП № 1314, но также заранее встроить данный объект в систему собственных сетей и сооружений. Оценка влияния на сеть после встраивания производится путем анализа как факторов влияния на сеть в существующем режиме подачи («обособленное подключение»), так и в режиме проектного максимума сетей («перспективное подключение»), в котором присоединение в модель гидравлического расчета осуществляется с учетом иных ранее запроектированных или прежде принятых в технологическое присоединение потребителей.

Режим «обособленного подключения» практически всегда осуществляется в одной среде – в текущих геоинформационных моделях сети, если ее цифровой инструментарий позволяет производить гидравлические расчеты сети в целом или ее обособленных (замкнутых) систем с выдачей конечных результатов. На рис. 4 представлен пример встраивания в существующую сеть газораспределения низкого давления вновь поступившего объекта подключения и результаты расчетного состояния сети после этого.


Рис. 4. Встраивание намечаемого объекта газопотребления в существующую сеть газораспределения низкого давления.

Учитывая, что многие объекты, пользователи газа и ранее существовавшие в сети потребители располагают недостаточной информацией для корректной гидравлической оценки (по причине утери данных проектных максимумов потребления, изменения потребителем без ведома ГРО характера собственного газопотребления, вывода резерва оборудования на реконструкцию или внештатного его использования и т.д.), расчет обособленного подключения именно в ГИС модели крайне ненадежен.

При этом также следует понимать, что несмотря на усилия ГРО по восстановлению данных всех сетей собственного обслуживания, ведомственные объекты, подключенные к сетям ГРО, но находящиеся на обслуживании иных организаций, зачастую не имеют математической связи в объектной среде и искажают (к сожалению, в сторону мнимого улучшения) результаты гидравлического расчета. На рис. 5 показан пример присоединения объекта ГП в сеть ГРО при наличии рядом точки отхода на ведомственный участок снабжения. Вне зависимости от режима потребления последнего, гидравлическая картина сети не меняется, так как по сравнению с ведомственной мини-сетью вновь возникший потребитель создает мизерную нагрузку на сеть.


Рис. 5. Присоединение объекта ГП в сеть ГРО при наличии ведомственной сети доминирующего расхода.

Режим «перспективного подключения» (зачастую и смешанный режим – обособленный с перспективой) производится в следующих средах.

  1. В текущих гидравлических моделях газораспределения кварталов, районов и поселений при их разработке в режиме «существующая сеть => перспективная сеть».

Такие работы возможны, если на территории поселения (региона, иного объекта обособленного расселения) именно силами ГРО или ее аффилированной структуры ведется постоянная и оперативная деятельность по поддержанию собственной генеральной или региональной схемы газоснабжения как обособленной работы энергоотрасли либо как составляющей инженерного раздела генерального плана поселения.

В идеале такая схема в цифровом режиме должна поддерживаться в двух вариациях: перспективное развитие сети и поселения (существующая сеть + существующие потребители + перспективные сети 25 лет + перспективные территории 25 лет + перспективные потребители пяти лет) и текущая картина сети и поселения (существующая сеть + существующие потребители + перспективные потребители договоров ТП).

Сравнительный анализ этих двух вариаций зачастую демонстрирует огромную разницу в газопотреблении городов с 30–40%-ным запасом фактической мощности и источников и несущих сетей при формальном исчерпании пропускных способностей. Однако необходимо понимать, что только на создание подобных моделей, даже при наличии полноценного комплекта маршрутно-сетевой документации, уходит не менее года (для поселений численностью более 1 млн человек). Оперативное поддержание схемы требует наличия обособленных подразделений, задействованных и в иных работах.

На рис. 6 представлена вариация подключения намечаемого объекта газопотребления в существующую картину сети генеральной схемы газоснабжения, а также – в картину перспективного развития сети генеральной схемы с учетом 25-летней перспективы.


Рис. 6. Вариация подключения намечаемого объекта газопотребления в существующую картину сети генеральной схемы и ее перспективное развитие.

Эффект такой работы проявляется сразу в нескольких моментах.

Во-первых, при использовании генеральносхемных решений повышается надежность расчета, устраняется эффект невлияния неучтенных и бесхозяйных сетей, повышается корректность результирующих данных ввиду использования отдельных гидравлических ПО-модулей специальной разработки.

Во-вторых, сокращается время последующей предпроектной подготовки объекта в рамках договора ТП, так как схема разрабатывается на базе генерального плана поселения или проектов планировок территорий и уже может быть фрагментарно выделена для принципиальных согласований и землеустроительных работ.

В-третьих, отсутствуют «потерянные» и «мнимые» потребители, которые ранее могли фигурировать в базе данных ГРО без отображения в генеральной схеме и наоборот. Таким образом, схема оперативно отражает фактическое состояние газопотребления местности, в том числе – и для целей перспективного развития ГРС.

  1. В обособленных моделях гидравлического микрорасчета замкнутых обособленных кварталов, территорий, районов постройки.

Данный вид работ очень полезен и удобен в случае сомнительного присоединения (когда потребитель формально заявляется на заключение договора ТП с явным намерением его отклонения), в случаях локальных сетей низкого и среднего давления малого расхода и протяженности (внутриквартальные и внутрипоселковые сети общей протяженностью до 2,0 км без связности с иными потребителями, сетями и источниками), а также при присоединении потребителей малого расхода (до 100 м3/час максимального расхода).

При наличии соответствующего ПО данные расчеты можно производить в цифровых разделах выделенных кварталов и уже в течение 30–50 мин. после поступления заявки оценить фактический режим подачи газа по укрупненным транзитным и сетевым показателям. На рис. 7 представлен вариант исполнения такой замкнутой системы для оперативного анализа присоединения вновь возникшего потребителя.


Рис. 7. Вариант гидравлического исполнения замкнутой системы для оперативного анализа.

Сетевые параметры и граничные режимы реконструкции

В числе результатов для ГРО по окончанию разработки гидравлической модели подключения выступает не только выявление параметров подачи газа действующим и вводимым в строй потребителям, но и техническое обоснование дополнительных работ по реконструкции и развитию сети. В том числе:

  • перекладка с увеличением диаметра, изменением материала трубопроводов и/или изменением конфигурации распределительной сети ввиду достижения ею критических параметров пропуска газа;
  • реконструкция/техническое перевооружение существующих источников подачи газа (ГРС, ГРП в. д., ГРП с. д.) при достижении ими предельных пиков нагрузки или проектных максимумов пропускной способности регуляторов;
  • изменение картины сети с применением дополнительных закольцовок, подключений дополнительных связных нитей или внедрения в состав сетевого хозяйства иных источников подачи.

Проблемы принятия решения о необходимости реконструкции существующих объектов газораспределительной сети в настоящий момент вытекают из отсутствия на федеральном уровне четких нормативных критериев, описывающих граничные условия нормального (штатного) функционирования сети. Так, если для надземных сетей газопроводов и внутреннего газооборудования п. 8.1.7 ГОСТ 55472-2013 установлено, что при расчете пропускной способности надземных и внутренних газопроводов следует учитывать уровень шума, создаваемого движением газа (скорость движения газа следует принимать для газопроводов: низкого давления не более 7 м/с; среднего давления – 15 м/с; высокого давления – 25 м/с), то отраслевого норматива федерального общегосударственного применения для сетей подземных (наиболее распространенных) газопроводов на территории РФ не существует.

Первичная оценка стоимости договора

Обсуждая процесс составления договора о подключении, исчисления его стоимости и мероприятий, предшествующих его заключению, необходимо понимать, что каждая из заинтересованных сторон несет свое бремя потерь при формировании итоговой стоимости. В попытках же перекладывания таковых на противоположную сторону контракта каждый пытается извлечь выгоду (либо минимизировать потери и риски) при анализе договорных условий. Несмотря на формализованный подход к формированию стоимости подключения, действующий закон и деловая практика демонстрируют двойственность оценки мероприятий.

С одной стороны, существуют четкие, конкретные меры ставочного исчисления стоимости: расстояние от объекта подключения до сети, давление в сети подключения, необходимость мероприятий по ликвидации дефицита пропускной способности, необходимость исполнения сопутствующих средств ЭХЗ, ГРП и пр.

С другой стороны, имеется фактическая стоимость таковых работ на дату ее исполнения (зачастую, отступающую от даты заключения договора на два и более года). Происходит это за счет удорожания работ в рыночной среде, неучтенных факторов административных барьеров органов власти, инфляционных издержек и рисков строительного производства.

Оба фактора накладывают отпечаток на поведение ГРО и потребителя. Первой формирование стоимости жизненно необходимо уже при заключении договора для внутренней корпоративной оценки собственных затрат, второму не менее важно понимание вероятности изменения договорной цены в процессе работ.

Формально методика оценки стоимости подключения может быть описана сравнительной типологией пяти объектов.

Тип I-а

Объекты льготного тарифицирования искусственно фиксированной стоимости вводного характера.

Условия применения: газопровод подключения с давлением до 0,3 МПа изб., строительство сугубо вводных газопроводов (то есть не содержащих в составе собственного объема сетей газораспределения), максимальный расход газа до 5,0 м3/час для объектов нужд ИЖС и до 15,0 м3/час для объектов малой экономической деятельности, расстояние до сети подключения – до 200 м.

Формализованная стоимость: не менее 20 тыс. и не более 50 тыс. руб. с учетом региональных и инфляционных поправок.

Фактическая стоимость при условии проложения подземных сетей малого диаметра (Ду25, 32) составляет от 2 до 15% стоимости ставочного исполнения.

Потери ГРО при исполнении контракта: краткосрочно – на всю сумму контракта за вычетом фиксированного платежа; в долгосрочной перспективе – отсутствуют, так как согласно п. 26(22) Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2000 г. № 1021 «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации» ГРО рассчитывает объем средств для компенсации своих расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению в ходе технологического присоединения указанной категории заявителей с исполнением компенсации по согласованию тарифного органа.

Тип I-б

Объекты льготного тарифицирования искусственно фиксированной стоимости вводного и распределительного характера.

Условия применения: газопровод подключения с давлением до 0,6 МПа изб., строительство вводных газопроводов и отрезка сети газораспределения, максимальный расход газа до 5,0 м3/час для объектов нужд ИЖС и до 15,0 м3/час для объектов малой экономической деятельности, расстояние до сети подключения – до 150 м.

Формализованная стоимость: в пределах тарифных ставок, определяющих цену контракта по составляющим диаметра сети, характера проложения, наличия сопутствующих объектов сети (редуцирование, переходы под искусственными и естественными преградами, технологические нужды). Для примера, в СЗФО РФ – в пределах 100 тыс. руб. при необходимости проложения сетей распределительного характера.

Фактическая стоимость при условии проложения подземных сетей малого диаметра (Ду25, 32) составляет от 2 до 15% стоимости ставочного исполнения.

Потери ГРО при исполнении контракта: долгосрочные, некомпенсируемые – на всю стоимость контракта.

Тип II-а

Объекты фиксированного ставочного тарифицирования при реализации подводящей сети малого объема неспецифичного характера.

Условия применения: газопровод подключения с давлением до 0,6 МПа изб., строительство вводных газопроводов и отрезка сети газораспределения, максимальный расход газа до 300,0 м3/час для объектов всех видов деятельности, расстояние до сети подключения – до 150 м.

Формализованная стоимость: в пределах тарифных ставок, определяющих цену контракта по составляющим диаметра сети, характера проложения, наличия сопутствующих объектов сети (редуцирование, переходы под искусственными и естественными преградами, технологические нужды). Для СЗФО РФ – в пределах от 100 тыс. до 10 млн руб. при необходимости проложения сетей.

Фактическая стоимость при условии проложения подземных сетей малого диаметра (Ду25, 32) составляет от 35 до 95% стоимости ставочного исполнения.

Фактическая стоимость при условии проложения подземных и надземных сетей среднего диаметра (Ду100...300) составляет от 75 до 115% стоимости ставочного исполнения.

Потери ГРО при исполнении контракта: долгосрочные, некомпенсируемые – от 10 до 50% стоимости контракта при проложении сетей вводного характера и невозможности применения мероприятий оценки индивидуального проекта; отсутствуют – при проложении сетей распределительного характера и возможности применения мероприятий оценки индивидуального проекта.

Тип II-б

Объекты фиксированного ставочного тарифицирования при реализации подводящей сети большого объема неспецифичного характера.

Условия применения: газопровод подключения с давлением до 0,6 МПа изб., строительство вводных газопроводов и отрезка сети газораспределения, максимальный расход газа до 300,0 м3/час для объектов всех видов деятельности, расстояние до сети подключения – свыше 150 м.

Формализованная стоимость: в пределах тарифных ставок, определяющих цену контракта по составляющим диаметра сети, характера проложения, наличия сопутствующих объектов сети (редуцирование, переходы под искусственными и естественными преградами, технологические нужды), в повышенных значениях. Для СЗФО РФ – в пределах от 500 тыс. до 25 млн руб. при необходимости проложения сетей.

Фактическая стоимость при условии проложения подземных сетей малого диаметра (Ду25, 32) составляет от 40 до 85% стоимости ставочного исполнения.

Фактическая стоимость при условии проложения подземных и надземных сетей среднего диаметра (Ду100...300) составляет от 100 до 150% стоимости ставочного исполнения.

Потери ГРО при исполнении контракта: долгосрочные, некомпенсируемые – от 10 до 50% стоимости контракта при проложении сетей вводного характера и невозможности применения мероприятий оценки индивидуального проекта; отсутствуют – при проложении сетей распределительного характера и возможности применения мероприятий оценки индивидуального проекта.

Тип III

Объекты фактического определения стоимости с возможностью реализации обособленных технических мероприятий («индивидуальные проекты»).

Условия применения (хотя бы одно из ниже перечисленных):

  • газопровод подключения с давлением свыше 0,6 МПа изб.;
  • максимальный расход газа объекта газопотребления свыше 500,0 м3/час;
  • проведение лесоустроительных работ (за исключением объекта тип I-a);
  • проведение врезки под давлением в сети давлением свыше 0,3 МПа;
  • переходы через водные преграды (за исключением объекта тип I-a);
  • прокладка газопровода методом горизонтально направленного бурения (за исключением объекта тип I-a);
  • прокладка газопровода по болотам 3 типа, и (или) в скальных породах, и (или) на землях особо охраняемых природных территорий (за исключением объекта тип I-a).

Формализованная стоимость: начальная стоимость договора – в пределах тарифных ставок аналогичных типу объекта II-б, определяющих цену контракта по составляющим диаметра сети, характера проложения, наличия сопутствующих объектов сети (редуцирование, переходы под искусственными и естественными преградами, технологические нужды), в повышенных значениях. Для СЗФО РФ – в пределах от 500 тыс. до 25 млн руб. при необходимости проложения сетей.

Фактическая стоимость: по результатам фактического исполнения ПИР и СМР в объеме произведенных материалов с учетом сметной стоимости строительства по заключению (не)государственной экспертизы проектной документации.

Потери ГРО при исполнении контракта: при затратах на проектно-изыскательские работы менее первичной величины заявленной стоимости договора – отсутствуют, так как ГРО имеет возможность компенсации понесенных фактических затрат на их величину не более начальной суммы договора (п. 111 ПП № 1314); при затратах на проектно-изыскательские работы более первичной величины заявленной стоимости договора – на разницу данных величин.

Рассмотрев инициирующие процессы и мероприятия при заключении договоров, в следующей статье мы обратимся к вопросам технической оценки, возможности проектной и строительной реализации сетей, подходу к реализации газопровода договора как сети инженерно-технического снабжения или линейного сооружения, а также к процессам административного и государственного регулирования, с этим связанным.

Журнал «Коммунальный комплекс России», № 10 (148) октябрь, 2016,
Журнал «Коммунальный комплекс России», № 11 (149) ноябрь, 2016

Курсы по теме



Проектирование систем газоснабжения, газораспределения и газопотребления

19 – 22 октября 2017, Санкт-Петербург